Программное обеспечение ИТ управления
фирмой
Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы
определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем
решаемых задач и конфигурацией комплекса технических средств, используемых на
предприятии. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования
ресурсов вычислительной техники, структурность, модульность, эффективность по
затратам, дружественность по отношению к пользователям и т.д.
Поскольку все подразделения фирмы тесно взаимодействуют друг с
другом на основе локальной вычислительной сети, поэтому и системное сетевое
программное обеспечение должно обеспечивать единое централизованное управление
каталогами всех серверов. Для организации в фирме системы электронной почты,
подключения ЛВС к Интернет, создания системы электронного документооборота
необходимо наличие серверов приложений, работающих под управлением сетевой
операционной системы нового поколения.
Сетевая операционная система для высокой производительности работы
должна включать в себя следующие инструментальные средства:
·
инсталляцию сетевой ОС и конфигурирование клиента в модели
«клиент-сервер»;
·
службу каталогов;
·
файловые функции;
·
службы печати;
·
средства управления правами пользователей;
·
развитые средства защиты сети;
·
интегрированные функции передачи сообщений;
·
многопротокольную маршрутизацию;
·
возможность работы в режиме «клиент-сервер».
Для организации взаимодействия рабочих станций в сети недостаточно
просто физически соединить их проводами. Необходимо установить логическую связь
или соединение между станциями. Это обеспечивает надежную передачу данных, а
также гарантирует, что информация будет доставлена адресату и не будет потеряна
при приеме или передаче. Такие задачи решают протоколы логического уровня, чаще
их называют протоколами обмена данными (например, IPX /
SPX, TCP). Протоколы обмена
данными определяют правила, по которым выполняется передача данных в сети. Они
устанавливают порядок обработки ошибок, возникающих при передаче, порядок
окончания сеанса связи и т.д. Большинство сетевых операционных систем могут
поддерживать различные протоколы как по отдельности, так и одновременно.
Для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, требующей
комплексного подхода, используются прикладные программы, которые обеспечивают
создание информационной структуры, поддерживающей все бизнес-процессы.
В настоящее время рынок программных продуктов предлагает большое
количество разнообразных прикладных программ для автоматизации оперативного
учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, например: «БЕСТ», «PC—БАЛАНС», «ПАРУС», «АСПЕКТ», «1C» и др.
Основные достоинства этих программ:
·
ведение синтетического и аналитического учета применительно к
потребности предприятия;
·
возможности ведения количественного и многовалютного учета;
·
получение всей необходимой отчетности и необходимых документов по
синтетическому и аналитическому учету;
·
полная настраиваемость: возможность изменять и дополнять план
счетов, систему проводок, настройки аналитического учета, формы первичных
документов, формы отчетности;
·
возможность автоматической печати выходных и первичных документов
и т.д.
За счет полной настраиваемости эти программные продукты успешно
используются на малых предприятиях, в торговле, в бюджетных организациях, в
совместных фирмах и т.д. Имеются возможности ведения учета для одной
организации на нескольких компьютерах и на одном компьютере для нескольких
организаций.
Для крупных фирм в качестве программного обеспечения комплексной
информационной технологии управления организацией используются программные
комплексы, реализованные в архитектуре «клиент-сервер» (например,
пользовательские программные комплексы «ГАЛАКТИКА», R3
и др.).
Основными принципами, реализованными в таких программных
комплексах, являются:
·
Интеллектуальность — решение задачи управления предприятием в
отличие от традиционного подхода, предусматривающего регистрацию и накопление
информации.
·
Интегрированность — «сквозное» прохождение документов через
различные службы фирмы.
·
Модульность — возможность поэтапного внедрения системы, гибкое
маневрирование.
·
Доступность - наличие полного комплекта документации, подсказок,
удобство ввода данных.
·
Открытость - возможность взаимодействия с другими программами,
работающими в фирме.
·
Адаптивность — наличие мощного механизма настроек,
обеспечивающего различные схемы эксплуатации программного комплекса.
Комплексная автоматизация на базе таких систем обеспечивает:
·
защиту от простых и сложных схем «утечки» финансов и товаров
путем протоколирования всех операций;
·
специальные схемы планирования и минимизации налогообложения;
·
оперативный контроль за исполнением персоналом любого уровня
своих функциональных обязанностей и как следствие более эффективное
использование персонала;
·
возможность быстро принимать решения об изменениях ассортимента
или ценовой политики, дозакупках или прекращении закупок;
·
средства оперативного реагирования на изменения законодательства
без привлечения разработчиков;
·
возможность стандартизации технологии управления, построение
консолидированной отчетности;
·
ведение электронных архивов без дополнительных затрат;
·
высвобождение дополнительных внутренних ресурсов без обращения к
внешним источникам.
·
Руководство фирмы благодаря таким программным комплексам получает
возможность:
·
разрабатывать вариантные сценарии стратегии развития;
·
организовывать планирование и оперативное управление себестоимостью
продукции, работ и услуг;
·
вести непрерывный финансовый мониторинг, повышая вероятность
получения стабильной прибыли;
·
контролировать ход выполнения договорных отношений с внешними
партнерами.
Решение всего комплекса задач, на который ориентирован автоматизированный
программный комплекс, обеспечивается четырьмя контурами.
·
Контур административного управления.
·
Контур оперативного управления.
·
Контур управления производством.
·
Контур бухгалтерского учета.
Модульный принцип построения программного комплекса допускает как
изолированное использование отдельных программных модулей, так и произвольные
комбинации, в зависимости от производственно-экономической необходимости.
Структура автоматизированного программного комплекса приведена на рис. 12.4.
При четко налаженной организационной схеме функциональной
эксплуатации программного комплекса каждый исполнитель выполняет определенные
для него инструкцией действия, получая информацию в объеме, необходимом и
достаточном для осуществления своих должностных обязанностей.
Администрация фирмы, используя для управления производственными
процессами программный комплекс, получает возможность:
·
оперативного получения достоверной информации о текущей
деятельности фирмы;
·
оперативного управления финансами;
·
контроля за ходом выполнения договорных отношений. При функционировании многофункционального программного комплекса,
используемого для решения задач и построения информационной технологии
управления фирмой, должны быть организованы реализация задач в среде Windows, возможность хранения данных в
СУБД, таких, как MS SQL Server, Oracle, Sybase, Informix и других,
а также обеспечено разграничение прав доступа пользователей к данным на уровне
поля записи. К программному комплексу предъявляются требования, которые
рассмотрим более подробно.
- Масштабируемость решений при использовании программного комплекса
(адаптивность). Под масштабируемостью принято понимать возможность
использования программного продукта в вычислительных сетях различного размера в
масштабе отдельного структурного подразделения, фирмы, корпорации.
Применительно к программному комплексу это значит, что возможность обслуживания
значительно различающихся групп пользователей определяется в основном
следующими факторами:
·
производительностью используемого сервера (в режиме
«клиент-сервер»);
·
типом сетевой операционной системы;
·
архитектурой построения локальной вычислительной сети;
·
контролем взаимных обязательств;
·
контролем и управлением материальными, трудовыми и техническими
ресурсами;
·
формированием и контролем бизнес-плана;
·
планированием и учетом выполнения внутреннего бюджета и т.д.
- Совместимость
Для доступа к базам данных в различных форматах из других
программных продуктов предусматриваются две принципиальные возможности:
·
экспорт—импорт данных;
·
прямой доступ через драйверы ODBC.
Пользователям программного комплекса, желающим обрабатывать
накапливаемую в базах данных информацию, необходимо иметь собственные
программные средства для полного описания структуры базы данных и рекомендации
по технологии организации обмена данными.
- Настройка программного комплекса при организации
информационной технологии управления фирмой
Настройка программного комплекса состоит из последовательности
действий.
·
Настройка прав доступа для конкретных пользователей к программным
модулям должна выполняться системным администратором после инсталляции
программы. В процессе настройки системный администратор может определить для
каждого пользователя имя в системе, пароль и права доступа к модулям и таблицам
базы данных. При входе пользователя в систему элементы меню модулей, закрытых
для данного пользователя, не выводятся на экран. При ограничении прав доступа к
таблицам базы данных пользователь может быть лишен возможности модификации или
удаления каких-либо данных или даже возможности их просмотра.
·
Настройка классификаторов, каталогов и справочников комплекса.
·
Настройка параметров утилиты корпоративного межофисного обмена
(настройка адресных данных каждого офиса, признака выборки почты, типа
разрешения межсетевых конфликтов и т.д.).
·
Настройка структуры корпорации с целью консолидации баз данных
филиалов.
Этап информационной настройки программного комплекса является
обязательным перед началом ее практического применения. В процессе настройки
наполняются информационные массивы, используемые далее всеми входящими в
комплекс модулями, определяются параметры функционирования системы.
Схема модульной структуры программного комплекса представлена на
рис. 12.5.
·
Настройка входящих и исходящих банковских документов для
организации электронного обмена с банком.
·
Настройка системных данных и параметров пользователя.
Взаимодействие программных модулей позволяет оперативно управлять
фирмой на базе современной информационной технологии. Информационный комплекс
по управлению фирмой обеспечивает связь всех пользователей локальной
вычислительной сети фирмы в едином информационном пространстве.
|