Вторник, 19.03.2024, 05:28
Информационные системы в экономике Live.ucoz.org
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каналов
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Информационная технология решения задач финансового менеджмента

 

Технология решения задач финансового менеджмента в условиях автоматизации ИТ в общем случае включает выполнение следующих процедур: сбор и подготовку информации; обработку, накопление и хранение данных; моделирование данных; формирование результатной информации; передачу информации лицу, принимающему решения; принятие решения.

В зависимости от вида и особенностей конкретной задачи, а также технологических решений по организации автоматизированной обработки информации на данном предприятии некоторые из перечисленных процедур могут отсутствовать. Как правило, это характерно для задач, решение которых требует использования внутренней информации об объекте, в условиях применения комплексных систем автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, предполагающих использование единой информационной базы. Примерами таких задач могут служить: анализ финансового состояния предприятия, осуществляемый его менеджментом; текущее планирование; управление оборотными средствами; оперативный контроль за осуществлением расчетов и платежей и др.

Решение таких задач в условиях применения ИТ максимально автоматизировано и осуществляется в режиме АРМ, реализованного на пользовательском компьютере — клиенте, который подключен к вычислительной сети организации, функционирует на базе технологии «клиент-сервер» или «файл-сервер» и использует ее информационные ресурсы.

Программное обеспечение подобных задач выполнено в виде отдельных модулей или подсистем, которые являются составной частью программного обеспечения комплексной системы автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Существует целый ряд задач финансового менеджмента, требующих использования как внутренней, так и внешней информации. Вне зависимости от применяемых на предприятии информационных технологий решение таких задач, как правило, осуществляется в автономном режиме, предполагает использование соответствующих пакетов прикладных программ и включает все указанные процедуры обработки информации.

Типичным представителем этого класса является задача анализа и подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционных проектов (ИП). Наиболее популярными программами, используемыми для ее решения, в настоящее время являются отечественные продукты Project Expert (PRO-INVEST Consulting) и «Альт-Инвест» («Альт»).

Программа Project Expert конструктивно реализована в виде наборов независимых модулей, доступ к которым осуществляется из диалоговой формы-меню путем выбора закладки (темы) соответствующего раздела, реализующего тот или иной этап проектирования (рис. 9.4).

Рис. 9.4. Форма-меню ППП Project Expert

 

Имеются следующие 9 разделов: «Проект», «Компания», «Окружение», «Инвестиционный план», «Операционный план», «Финансирование», «Результаты», «Анализ проекта», «Актуализация».

Вызов требуемого модуля внутри каждого раздела осуществляется путем нажатия соответствующей кнопки с пиктограммой. Несмотря на то, что вызов модулей может осуществляться в любой последовательности, при отсутствии требуемых исходных данных доступ к некоторым из них может быть заблокирован.

Программа «Альт-Инвест» представляет собой рабочую книгу ППП Excel, состоящую из следующих взаимосвязанных листов (рис. 9.5):

·        TITLE — лист, содержащий функциональные кнопки установки защиты формул, выбора языка и шрифтового оформления таблиц;

·        MAIN — содержит основные расчетные таблицы;

·        SENS — содержит таблицы для настройки и проведения анализа чувствительности;

·        SALES&COSTS ... SENS (II) — И листов диаграмм, построенных по результатам расчета и анализа ИП;

REPORT - предназначен для автоматической подготовки таблиц, выводимых на печать.

Переход к нужным листам или разделам рабочей книги осуществляется двумя способами: любыми допустимыми в среде EXCEL методами и посредством выбора пункта Переход по таблицам специальной темы меню АИ, автоматически добавляемой к главному меню EXCEL.

В последнем случае на экране появляется список таблиц «Альт-Инвест» (рис. 9.6).

Ядром программы «Альт-Инвест» является лист MAIN, содержащий взаимосвязанные таблицы, с помощью которых осуществляются описание, расчеты и формирование результатной информации по проекту. По функциональному назначению таблицы листа MAIN могут быть объединены в следующие блоки: общие и внешние данные; описания выручки по проекту; описания себестоимости продукции; описания инвестиционных затрат; описания источников финансирования; результирующие формы.

Для удобства пользователя в программе «Альт-Инвест» для отображения информации используются 4 основных цвета:

·        зеленый — ячейки для ввода исходных данных по проекту;

·        черный — значения, рассчитываемые автоматически;

·        синий — регулируемые условия расчетов;

·        красный — отрицательные значения показателей.

Рассмотрим технологию решения задачи с использованием на званных программных средств.

В общем случае управление ИП включает следующие стадии:

·        подготовка инвестиционного предложения;

·        разработка ТЭО;

·        анализ эффективности ИП для его участников;

·        реализация ИП и контроль за ходом его исполнения.

Задача оценки ИП включает первые три перечисленные стадии, определяющие объемы и степень детализации требуемой исходной информации.

Несмотря на конструктивные различия ППП Project Expert и «Альт-Инвест» решение рассматриваемой задачи на ПК с их применением может быть представлено в виде следующих этапов, или шагов:

·        информационное описание проекта.

·        определение потребности в финансировании и выбор его стратегии.

·        формирование и печать отчетов.

·        оценка эффективности проекта для его участников.

·        анализ и моделирование показателей эффективности с учетом рисков и неопределенности.

- Информационное описание проекта — наиболее трудоемкий этап, требующий тщательной подготовительной работы по сбору и обработке исходных данных. По различным оценкам, на долю этого этапа приходится от 50 до 90% всех трудозатрат при решении задач оценки ИП.

В программе Project Expert данный этап реализуют модули следующих разделов: Проект, Компания, Окружение, Инвестиционный план, Операционный план.

В программе «Альт-Инвест» для этих целей предусмотрены соответствующие блоки таблиц.

Информацию, используемую в процессе оценки ИП, можно, условно разделить на внешнюю, общую и внутреннюю.

Внешняя информация должна отражать основные сведения об экономическом окружении проекта: прогнозные оценки инфляции, валютных курсов, особенности системы налогообложения и т.п.

Приведенный рис. 9.7 отражает структуру основных макроэкономических показателей, используемых программой «Альт-Инвест».

Перечень, ставки и условия осуществления налоговых платежей задаются в специальной таблице «Налоги и платежи во внебюджетные фонды» блока описания источников финансирования по проекту.

В программе Project Expert ввод подобной информации осуществляется посредством выбора соответствующих модулей раздела окружение (рис. 9.8).

Общая информация о проекте, как правило, включает: дату начала и длительность проекта; перечень продуктов и (или) услуг; валюты, используемые для расчетов и платежных операций на внутреннем и внешнем рынках; применяемые единицы измерения и др.

Описание этой информации в программе Project Expert осуществляется в разделе Проект (см. рис. 9.4). В «Альт-Инвест» необходимые данные вводятся в таблицы Общие данные (см. рис. 9.5) и объем  реализации (см. рис. 9.6). Как следует из рис. 9.4, в программе Project Expert реализована возможность защиты информации проекта от несанкционированного доступа (модуль Защита), осуществляемая путем ввода специального пароля. В силу конструктивных особенностей защита проекта в программе «Альт-Инвест» возможна лишь путем скрытия формул расчетов, а также на уровне среды EXCEL, в виде запрета внесения изменений в таблицы рабочей книги.

Для действующего предприятия необходимо также описать финансовое и имущественное состояние на начало проекта (т.е. стартовый баланс), отразив структуру и состав имеющихся в наличии активов, обязательств и капитала.

В программе Project Expert стартовые условия реализации проекта описываются посредством модулей раздела Компания (рис. 9.9).

Рис. 9.9. Модули раздела «Компания» программы Project Expert

 

В "Альт-Инвест" необходимые данные вводятся в таблицу "Балансовый отчет" на дату начала осуществления проекта (графа "период 0").

Внутренняя информация о проекте включает: объемы и реализации производства продукции и услуг на производимую продукцию; данные о производственных затратах и накладных расходах; данные об используемых активах и ресурсах; сведения о персонале и заработной плате и т.п.

Внутренняя информация о проекте в программе Project Expert задается с помощью модулей разделов Инвестиционный план и Операционный план (рис. 9.10, 9.11). При этом возможно построение календарного плана выполнения работ с указанием сроков и стоимостных объемов используемых ресурсов.

На рис. 9.12 показан пример диалоговой формы для разработки и моделирования плана сбыта продукции с использованием модуля План сбыта раздела Операционный план. Данный модуль позволяет учитывать различные условия поставок, оплаты продукции покупателями (по факту, аванс, в кредит, нетрадиционные схемы), изменения цен на товары и услуги.

Аналогичные формы используются для ввода информации и в других разделах программы.

В программе «Альт-Инвест» для выполнения аналогичных функций предусмотрен комплекс таблиц следующих блоков: Объем реализации, Отпускные цены, Выручка от реализации (блок описания выручки по проекту), Расход сырья и материалов, Цены на сырье и материалы, Затраты на сырье и материалы, Численность и заработная плата, Себестоимость (блок описания себестоимости продукции); Постоянные активы, Лизинг, Нормируемые текущие активы, Нормируемые текущие пассивы (блок описания инвестиционных затрат по проекту).

- Следующим шагом решения рассматриваемой задачи является определение потребности в финансировании и разработка его стратегии. Для определения потребности в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта, выполняемый программами автоматически. В результате предварительного расчета определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный период времени.

После определения потребности в финансировании можно приступать к разработке его стратегии. В обеих программах пользователь имеет возможность выбрать и смоделировать следующие стратегии финансирования:

·        выпуск акционерного капитала;

·        привлечение заемного капитала (например, банковских кредитов);

·        заключение лизинговых сделок.

В процессе разработки стратегии финансирования проекта пользователь имеет возможность моделировать объемы и периодичность выплачиваемых процентов или дивидендов, а также планы реинвестирования свободных денежных средств, например: помещение на депозит в коммерческом банке, приобретение ценных бумаг и др. Обе программы предоставляют развитые средства для моделирования соответствующих расчетов, оптимизации стоимости заемных средств, разработки различных схем выплат, автоматического определения всех необходимых параметров сделок по привлечению капитала.

В программе Project Expert расчет потребности в финансировании проекта и разработка его стратегии осуществляются с помощью модулей раздела Финансирование (рис. 9.13).

В программе «Альт-Инвест» аналогичные расчеты выполняются и моделируются в таблицах блока описания источников финансирования: Источники финансирования, Кредиты в местной валюте, Кредиты в иностранной валюте, Сводная ведомость выплат по кредитам, фрагмент которых приведен на рис. 9.14.

- Сущность этапа формирование и печать отчетов по проекту заключается в обеспечении пользователя всей информацией о проекте в виде, удобном для принятия решений. В теории и практике оценки ИП для предприятий реального сектора принятие решений

обычно базируется на критериях финансовой и экономической эффективности. Обе группы критериев взаимодополняют друг друга.

Критерии Первой группы характеризуют финансовую состоятельность проекта - его ликвидность, платежеспособность, рентабельность и т.д.

Вторая группа критериев отражает потенциальную способность проекта сохранить стоимость вложенных средств и обеспечить необходимый или требуемый уровень их прироста.

В условиях применения АИТ расчеты критериев оценки финансовой и экономической эффективности ИП полностью автоматизированы.

Оценка финансовой состоятельности проекта базируется на формах прогнозной финансовой отчетности, основными элементами которой, как правило, являются:

·        отчет о прибылях и убытках;

·        бухгалтерский баланс;

·        отчет о движении денежных средств;

·        отчет о распределении прибыли.

По данным прогнозной отчетности рассчитываются различные показатели финансовой состоятельности проекта для каждого периода его жизненного цикла.

Обе рассматриваемые программы позволяют автоматически получить все необходимые формы прогнозной отчетности.

В программе Project Expert предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть встроены не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора. Процедура получения отчетности реализуется с помощью модулей раздела Результаты (рис. 9.15). Расчет финансовых показателей осуществляется в разделе Анализ проекта (см. рис. 9.17).

В процессе просмотра итоговых таблиц можно использовать вспомогательные функции, которые позволяют изменять форматы таблиц, получать графическое представление данных, распечатывать отчет или импортировать данные в другие приложения.

В программе «Альт-Инвест» показатели финансовой состоятельности проекта содержатся в следующих таблицах блока Результирующие формы: Отчет о прибыли, Приложение к отчету о прибыли, Отчет о движении денежных средств, Балансовый отчет, Показатели финансовой состоятельности проекта. Фрагмент таблиц этого блока с результатами анализа финансовой эффективности приведен на рис. 9.16. При выводе результатов на печать таблицы могут быть оформлены в виде сводного отчета на специальном листе REPORT.

- Оценка экономической эффективности проекта заключается в определении его реальной нормы доходности для различных участников: предприятий, инвесторов, кредиторов, органов государственного и муниципального управления и т.д. При этом используются две группы критериев: статические (простая норма прибыли, средняя норма прибыли, срок окупаемости) и дисконтные, позволяющие учитывать временную стоимость денежных средств (чистая приведенная стоимость — NPV, внутренняя норма рентабельности -  IRR, модифицированная внутренняя норма рентабельности - MIRR, дисконтированный срок окупаемости — РВ и др.).

В программе Project Expert расчет, анализ и моделирование показателей экономической эффективности осуществляют с помощью модулей раздела Анализ проекта (рис. 9.17).

Модуль Эффективность инвестиций позволяет осуществить и расчет анализа как основных, так и дополнительных показателей оценки, таких, как индекс рентабельности и длительность, или дюрация (рис. 9.18). Последний дает информацию о среднем сроке до момента окупаемости проекта с учетом дисконтирования потока платежей. Другими словами, он показывает период времени до момента, когда проект начнет давать прибыль, или точку равновесия потока платежей.

В программе «Альт-Инвест» результаты расчетов экономической эффективности инвестиций отражены в таблицах Эффективность полных инвестиционных затрат, Эффективность инвестирования собственных средств, Основные показатели проекта, фрагмент которых приведен на рис. 9.19.

Помимо этого в программе предусмотрена возможность анализа эффективности проекта по отношению к федеральному и местному бюджетам (таблица Бюджетная эффективность).

В условиях рынка при колебаниях цен на сырье и материалы, спроса на продукцию, процентных ставок, курсов валют и акций движение денежных средств в ходе реализации проекта может существенно отклоняться от запланированного.

- Поэтому важнейшим этапом оценки инвестиционного проекта являются анализ и моделирование полученных результатов с учетом рисков и неопределенности внешней среды.

Реализация инвестиционных проектов влечет за собой возникновение трех видов риска.

1. Собственный риск проекта — риск того, что реальные поступления денежных средств (а, следовательно, и ожидаемая доходность) в ходе его реализации будут сильно отличаться от запланированных.

2. Корпоративный, или внутрифирменный, риск, обусловленный влиянием, которое может оказать ход реализации проекта на финансовое состояние данной хозяйственной единицы.

3. Рыночный риск, характеризующий влияние, которое может оказать реализация проекта на изменение рыночной стоимости фирмы.

Существующие в настоящее время программы для оценки ИП позволяют анализировать в основном только собственные риски.

Существует множество подходов и методов проведения подобного анализа. К наиболее распространенным из них следует отнести: метод корректировки нормы дисконта; метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности); анализ чувствительности критериев эффективности (NPV, IRR и др.); метод сценариев; анализ критических точек (точек безубыточности); анализ вероятностных распределений потоков платежей; деревья решений; метод Монте-Карло (имитационное моделирование) и др.

Однако на практике наиболее часто осуществляют анализ чувствительности и определение запаса прочности ключевых результатных показателей к изменениям входных параметров.

Подобный анализ сводится к исследованию зависимости некоторого результатного показателя от вариации значений показателей, участвующих в его определении. Другими словами, этот метод позволяет получить ответы на вопросы вида: что будет с результатной величиной, если изменится значение некоторых исходных величин? Отсюда его второе название — анализ «что будет, если» (what if analysis).

Популярность данного метода в бизнесе настолько велика, что в EXCEL реализован специальный инструмент, автоматизирующий его проведение, получивший название Таблицы подстановки. Именно этот инструмент используется в программе «Альт-Инвест» при анализе чувствительности ИП, для проведения которого в ней предусмотрен специальный лист SENS.

Проведение подобного анализа предполагает выполнение следующих шагов.

·        Задается взаимосвязь между исходными и результирующим показателями в виде математического уравнения или неравенства, реализованного соответствующей формулой в EXCEL.

·        Определяются наиболее вероятные значения для исходных показателей и возможные диапазоны их изменений.

·        Путем изменения значений исходных показателей исследуется их влияние на конечный результат.

Процедура анализа чувствительности в среде EXCEL с использованием инструмента Таблицы подстановки предполагает одновременное изменение не более двух исходных показателей. Поэтому программа «Альт-Инвест» допускает проведение только одно- или двух-параметрического анализа. Пример листа SENS с исходными данными и результатами расчетов приведен на рис. 9.20.

Следует отметить, что реализация программы «Альт-Инвест» в среде EXCEL автоматически делает доступным для пользователя весь его богатейший набор аналитических инструментов. Применение этих инструментов позволяет быстро и эффективно реализовать другие методы оценки рисков, такие, как анализ сценариев, анализ вероятностных распределений, имитационное моделирование (метод Монте-Карло).

В программе Project Expert решение данной задачи осуществляется в разделе Анализ проектов с помощью модулей Анализ чувствительности, Анализ безубыточности и Монте-Карло (см. рис. 9.17).

На рис. 9.21 приведены исходные данные и результат анализа чувствительности ИП с помощью соответствующего модуля программы Project Expert.

В верхней части диалога с левой стороны представлен список параметров, которые используются в анализе чувствительности в качестве переменных. С помощью кнопок Добавить и Удалить пользователь может самостоятельно выбрать требуемые для анализа показатели и задать диапазоны их изменений.

Вверху, справа содержится список показателей, чувствительность которых исследуется. Окно в нижней части диалога предназначается для формирования итоговой таблицы с результатами анализа, которая заполняется в результате расчета.

Нажатием кнопки Пересчитать запускается процедура расчета, в процессе выполнения которой итоговая таблица заполняется значениями показателей эффективности. Значения каждого показателя можно рассмотреть, выбрав его название в поле со списком, расположенном в верхней части диалога. Наглядное отображение зависимости показателя от ставки дисконтирования можно получить, нажав на кнопку График.

Соответствующие диалоговые формы предусмотрены для проведения анализа рисков с использованием метода Монте-Карло и определения точки безубыточности по видам продукции.

Результаты, полученные на двух заключительных шагах анализа ИП, служат основой для принятия управленческих решений.

В случае, если результаты проведенного анализа показали привлекательность проекта для основных участников, вероятность осуществления его следующей и главной стадии — реализации будет весьма высока.

Результаты реализации проекта в условиях рынка во многом зависят от влияния различных факторов, значения которых трудно, а порой невозможно предсказать на стадии планирования. Выбранный сценарий развития проекта строится на определенных и часто субъективных предположениях, поэтому ни один даже тщательно проработанный проект не может быть реализован в точном соответствии с ранее намеченным планом. Поэтому в ходе реализации проекта возникает необходимость в решении еще одной важной задачи — контроля за его исполнением.

Для эффективного управления процессом реализации проекта необходимо обеспечить «обратную связь». Менеджер должен иметь возможность регулярно и своевременно получать и обрабатывать актуальную информацию о состоянии проекта, оперативно вносить необходимые коррективы по ходу его исполнения.

В программе Project Expert предусмотрены специальные средства для осуществления контроля и мониторинга за ходом выполнения

проекта. Эти процедуры реализуют модули раздела Актуализация (рис. 9.22). Оперативные данные могут вводиться по мере поступления или периодически. На основе сравнения текущих и проектных данных формируется отчет о рассогласованиях плановой и фактической информации, который может быть использован при контроле за ходом выполнения проекта.

В программе «Альт-Инвест» функция контроля за ходом выполнения проекта может быть реализована путем непосредственной замены в соответствующих таблицах проектных данных фактическими по мере поступления последних и автоматическом пересчете ключевых параметров.



Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz