Объекты проектирования ИС и ИТ в
управлении организацией
В условиях повсеместной информатизации управленческих процессов
технологический комплекс решения функциональных задач и подготовки
управленческих решений выполняется ИС, основу которой составляет ИТ.
Создание ИС и ИТ представляет собой сложный процесс проектирования.
Он включает частичный или полный пересмотр деятельности аппарата управления в
условиях вновь создаваемой в организации информационно-технологической среды.
Поэтому целью проектирования являются подготовка проектных документов и
внедрение человекомашинной системы управления организацией. Основу такой
системы составляют автоматизированная технология получения необходимой для
информационного обслуживания специалистов-менеджеров результатной информации, а
также обеспечение их многовариантными расчетами для принятия в режиме реального
времени обоснованных решений.
В процессе проектирования выявляются наиболее существенные
характеристики экономического объекта, изучаются его внешние и внутренние
информационные потоки, создаются математические и физические аналоги
исследуемой системы и ее элементов, устанавливаются условия взаимодействия человека
и технических средств управления. Значительное внимание уделяется детальной
разработке архитектуры ИС в целом, а также проектных решений по отдельным ее
объектам и элементам, их анализу, практической апробации и внедрению.
Рассматривая ИС в технологическом аспекте, можно выделить аппарат
управления (АУ). Оставшиеся компоненты - информационная технология (ИТ),
информационная система решения функциональных задач (ИСФЗ) и система поддержки
принятия решений (СППР) — информационно и технологически взаимоувязаны и
составляют основу архитектуры ИС (рис. 2.1).
Объектами проектирования ИТ являются обеспечивающие подсистемы,
реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее
обработки и формирования результатов расчетов в нужном для пользователя виде.
ИТ представляет собой информационно-технологический базис для функционирования
ИСФЗ и СППР.
Объектами проектирования ИСФЗ являются процессы автоматизации
решения функциональных задач. Применительно к промышленному предприятию это
автоматизация решения задач технологической подготовки производства,
оперативного управления основным производством, составления бизнес-планов,
управления логистическими процессами, финансового менеджмента, бухгалтерского
учета и внутреннего аудита и т. п. Эти процессы соответствуют важнейшим
функциям управления и функциональным подсистемам ИС организации (предприятия).
Каждая из функциональных подсистем представляет собой набор комплексов задач,
состоящих из отдельных задач с конкретным алгоритмом преобразования исходной
информации в результатную.
Тщательно спроектированное технологическое обеспечение
информационной технологии позволяет не только успешно решать функциональные
задачи управления, но и в рамках СППР менеджерам и руководителям организации
проводить в интерактивном режиме аналитическую и прогнозную работу для
последующего принятия управленческих решений.
Технологическое обеспечение ИТ, как правило, по составу для ИС
различных экономических объектов однородно, что позволяет реализовывать принцип
совместимости информационных систем в процессе их функционирования.
Обязательными элементами проектируемого технологического обеспечения ИТ
являются: информационное, лингвистическое, техническое, программное,
математическое, организационное, правовое, эргономическое. Охарактеризуем
каждое из них более подробно.
- Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность
проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации,
циркулирующей в ИС. Оно включает в себя специально организованные для
автоматического обслуживания совокупность показателей, классификаторов и
кодовых обозначений элементов информации, унифицированные системы документации,
массивы информации в базах и банках данных на машинных носителях, а также
персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество
технологии обработки информации.
- Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых
средств для формализации естественного языка, построения и сочетания
информационных единиц в ходе общения пользователей со средствами вычислительной
техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека
с машиной. ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц
информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т. п.); языки
управления и манипулирования данными информационной базы ИТ; языковые средства
информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования
ИС и ИТ; диалоговые языки специального назначения и другие языки; систему
терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования
автоматизированных ИС и ИТ.
- Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс
технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи,
обработки, отображения, тиражирования информации, оргтехника и др.),
обеспечивающих работу ИТ. Центральное место среди всех технических средств
занимает ПК. Структурными элементами технического обеспечения наряду с
техническими средствами являются также методические и руководящее материалы,
техническая документация и обслуживающий их персонал.
- Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ,
реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов
технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и
специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по
применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его
разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИТ.
К общесистемному программному обеспечению относятся программы,
рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации
вычислительного процесса и выполнения часто встречающихся вариантов обработки
информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ,
автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, а также
автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение
представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании ИТ
конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных
программ, осуществлявших организацию данных и их обработку при решении
функциональных задач ИС.
- Математическое обеспечение (МО) — совокупность
математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых
при решения функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных
работ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов
управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы
оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы
многокритериальной оптимизации, математического программирования,
математической статистики, теории массового обслуживания и т. п.). Техническая
документация по этому виду обеспечения ИТ содержит описание задач, задания по
алгоритмизации, экономико-математические методы и модели решения задач,
текстовку и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты в
области организации управления объектом, постановщики функциональных задач,
математики-специалисты по моделированию процессов управления и вычислительным
методам, проектировщики ИТ.
- Организационное обеспечение (ОО) представляет собой
комплекс документов, составленный в процессе проектирования ИС, утвержденный и
положенный в основу эксплуатации. Они регламентируют деятельность персонала ИС
в условиях функционирования ИТ, ИСФЗ и СППР. В процессе решения задач
управления данный вид обеспечения определяет взаимодействия работников
управленческих служб и технологического персонала ИТ с техническими средствами
и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических
и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС,
ИТ, ИСФЗ и СППР. В частности, оно формируется при проведении предпроектного обследования,
составлении технического задания и технико-экономического обоснования на
проектирование, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе
автоматизируемых задач, типовых проектных решений и пакетов прикладных программ
(ППП), что отражается в технорабочей документации, а в процессе внедрения
системы и ее эксплуатации корректируется и пополняется по мере расширения круга
решаемых задач.
- Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность
правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС и
ИТ. Правовое обеспечение на этапе разработки ИС и ИТ включает нормативные акты,
связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика, с правовым
регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также акты,
необходимые для обеспечения процесса разработки ИС и ИТ различными видами
ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования ИС и ИТ включает
определение их статуса, правового положения и компетенции звеньев ИС и ИТ в
организации, прав, обязанностей и ответственности персонала, порядка создания и
использования информации в ИС, процедур ее регистрации, сбора, хранения,
передачи и обработки, порядка приобретения и использования вычислительной и
телекоммуникационной техники и других технических средств, создания и
использования математического и программного обеспечения.
- Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и
средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования ИС и ИТ,
предназначено для создания оптимальных условий высококачественной,
высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ИТ, для ее быстрейшего
освоения. В состав эргономического обеспечения ИТ входят: комплекс
документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам,
информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее
целесообразных способов реализации этих требований и осуществления
эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов
учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих
обоснование и формулировку требований к уровню подготовки персонала, а также
формированию системы отбора и подготовки персонала ИТ; комплекс методов и
методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности персонала в ИТ.
Рассмотренные обеспечивающие подсистемы ИТ, как правило, аналогичны
по составу для ИС различных экономических объектов. Другое дело набор
функциональных подсистем, входящих в составы ИС, ИСФЗ и СППР. Их состав зависит
от типа основной деятельности объектов (экономическая, производственная,
административная, сбытовая и т. п.), сферы их функциональной направленности
(производящие продукцию того или иного вида, оказывающие услуги транспортные,
финансовые, банковские, страховые и т. п.), уровней управленческой деятельности
(общегосударственный, региональный, муниципальный и т. п.).
Изображенная на рис. 2.1 ИС предназначена для решения
функциональных задач, включает ИТ и аппарат управления, в расчете на
сотрудников которого проектируется система информационного обслуживания. В процессе
проектирования ИС учитываются требования работников среднего звена управления
(специалисты-менеджеры), так как они реализуют свои функции на конкретных
участках управленческой деятельности (финансовой, производственной,
инвестиционной, логистической и т. п.) и являются активными участниками
информационного процесса в организации.
Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем
устанавливаются с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели
функционирования. Основными принципами выделения самостоятельных подсистем,
комплексов задач и отдельных расчетов являются: относительная их
самостоятельность, т.е. наличие объекта управления, наличие конкретного набора
функций и соответствующих им задач с четко выраженной целью функционирования.
Система подготовки принятия решений (СППР) проектируется как
информационная система для обслуживания финансовых менеджеров и руководителей
верхнего звена управления организацией. СППР рассчитана на аналитическую и
прогнозную работу менеджеров в режиме реального времени и использует полный
набор технических, математических, программных средств и информационных
ресурсов, накапливаемых в ИС. Для функционирования СППР создаются база знаний,
хранилища данных, а также разрабатывается специальное программное обеспечение
для моделирования анализируемых и прогнозируемых ситуаций, накопления знаний по
различным аспектам управленческой деятельности. Автоматизация моделирования
изучаемых процессов, накопления опыта формирования управленческих решений требует
высокой квалификации менеджеров, специального программного обеспечения сложных
информационных технологий моделирования производственных и финансовых ситуаций
для обоснованного выбора и минимизации включения в рассмотрение факторов и
элементов, выявления наличия одного или нескольких локальных критериев,
способствующих оптимизации режима функционирования исследуемой или
прогнозируемой производственной, финансовой или другой работы, согласования их
с глобальным критерием оптимизации функционирования ИС и экономического объекта
в целом.
Не менее важными объектами проектирования являются
автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов-менеджеров и руководителей
различных звеньев и уровней управления организацией. Определяющим в этом
процессе является профессиональная ориентация работника. Учитывается, что
специалисты-менеджеры и руководители среднего звена решают главным образом
задачи тактического характера: занимаются среднесрочным планированием, анализом
и организацией работ в течение ограниченного временного отрезка, например,
анализом и планированием поставок материальных ресурсов, сбытом готовой
продукции, составлением производственных программ. АРМ такой категории
работников проектируется с учетом специфических особенностей решаемых ими
задач. Такими особенностями являются периодичность (регламентированность)
формирования результатных документов, четко определенные алгоритмы решения
задач, использование разнообразной нормативно-справочной и оперативной
информации, накапливаемой и сохраняемой в информационной базе АРМ специалиста
либо на файл-сервере корпоративной ИС.
АРМ руководителей верхнего уровня управления (руководителей фирм;
предприятий, организаций) проектируются с расчетом решения стратегических и
прогнозных задач. Такими задачами могут быть: установление стратегических
целей, планирование материальных ресурсов, выбор источников финансирования,
формирование инвестиционной политики и т. п. Задачи СППР имеют, как правило,
нерегулярный характер, им свойственны недостаточность имеющейся информации, ее
противоречивость, неточность, преобладание качественных оценок целей и
ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. Поэтому АРМ
руководителя должен оснащаться программными средствами для составления
аналитических отчетов произвольной формы, реализации задач
математико-статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического
и имитационного моделирования, вывода результатов анализа в виде разнообразных
графиков и т. п. При этом учитывается необходимость использования баз обобщенной
информации, информационных хранилищ, баз знаний, правил и моделей принятия
решений.
Объектом проектирования является и каждое рабочее место
специалиста-менеджера, где очень важным оказывается организация интерфейса
пользователя для повышения эффективности его профессиональной деятельности. АРМ
проектируется либо как локальное рабочее место специалиста, либо как узел —
рабочая станция — корпоративной ИС. Именно этим определяется интерфейс
пользователя, состав обеспечивающих подсистем и набор специального программного
обеспечения для решения функциональных задач.
Современное проектирование ИС и ИТ тесно увязывается с нахождением
новых путей совершенствования самой управленческой деятельности. Имеется в виду
разработка бизнес-процессов, использование инженерных подходов — инжиниринга и
реинжиниринга для формализации и моделирования процедур управления с
последующим их анализом, нахождением наиболее рациональных вариантов
организации бизнес-процессов.
|