Информационные технологии решения
функциональных задач в муниципальном управлении
Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в муниципальном
управлении, обусловлен:
·
высокой динамичностью изменения обстановки в новых экономических
условиях;
·
необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений
при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города;
·
необходимостью обработки больших объемов информации в процессе
изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.
Информатизация управленческой деятельности в городах реализуется,
как правило, в соответствии с разработанными концепциями создания
автоматизированных информационных систем, в которых определяются цели и основные
положения построения конкретной системы, ее организация, приоритетность и
этапность выполнения работ. С учетом современных достижений в области
информатизации управления ведутся разработка и внедрение в
административно-хозяйственные структуры вычислительной техники, средств связи и
новых информационных технологий.
Особое внимание уделяется обеспечению информационной и
интеллектуальной поддержки управленческой деятельности административных органов
(начиная от мэрии до низовых звеньев управления) и оказанию информационных
услуг предприятиям, организациям и населению города. Этому способствует
тщательное изучение организационных структур и основных этапов процесса
управления, включающих планирование деятельности, контроль за складывающимися
ситуациями, формирование по результатам их анализа управляющих воздействий.
Управленческие функции реализуются специалистами и руководителями структурных
подразделений постоянно, протекают в жестком временном ритме оперативного
реагирования на меняющуюся обстановку, а потому требуют информационного
сопровождения и выработки сценариев поведения специалистов на каждом АРМ как
звене городской сетевой информационной среды.
В интересах обеспечения эффективного функционирования системы
административных органов управления, их дальнейшего развития, а также для
информационного обслуживания населения в городах функционируют отделы
информатики, которые могут создаваться в структуре мэрии либо быть
подразделением муниципального ВЦ.
Информационная структура города строится с учетом структуры и
процессов функционирования его органов управления, потребностей в
информационном обеспечении населения и различных организаций. Безусловно,
важнейшей целью создания и функционирования ИС управленческой деятельности
административных структур является автоматизированная обработка всей
поступающей информации для принятия мэром и руководящим звеном мэрии
своевременных, взвешенных и наиболее обоснованных решений по управлению
социально-хозяйственным комплексом города.
Представленная на рис. 13.1 обобщенная структура мэрии города
показывает составляющие систему городского управления подразделения,
должностные лица которых являются пользователями информации. Структурная схема
административных органов в основном соответствует составу функциональных
подсистем муниципальной ИС, которая решает такие комплексы функциональных
задач, как:
·
законодательное и нормативное обеспечение;
·
экономика, финансы и налогообложение;
·
управление муниципальным имуществом;
·
социальная защита и помощь населению;
·
здравоохранение;
·
землеустройство, строительство, архитектура и экология;
·
жилищное и коммунальное строительство;
·
дороги и транспорт;
·
образование;
·
культура и спорт;
·
торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения;
·
охрана и правопорядок. Функциональные подсистемы отражают вертикальную структуру органов
управления на всех уровнях власти — городской совет, мэрия, администрации
округов, органы управления муниципальных учреждений.
Ведомственные организации представляют собой взаимодействующие
подсистемы, с которыми организуется и осуществляется обмен информацией по
интересующим вопросам.
Распределение по функциональным подсистемам определяет основу
структуры ИС города, так как информация в них легко структурируется по
предметному признаку, обеспечивая необходимую унификацию для автоматизации
процессов сбора, обработки, хранения, накопления в банках данных и
использования информации в пределах подсистемы. В интересах совместно решаемых
задач между подсистемами осуществляется автоматизированный обмен информацией,
что обеспечивает функционирование системы в целом.
При создании муниципальных ИС, как правило, выделяют
справочно-аналитическую и управленческую ее части.
Функционирование системы управления городом невозможно без
справочно-аналитической системы, в которой сосредоточиваются большие
общегородские массивы данных. Так, в крупных городах создаются
автоматизированные банки данных в масштабе городского хозяйства, имеющие целью
своевременно обеспечивать широкий спектр пользователей актуализированными
достоверными сведениями о состоянии объектов и субъектов городского хозяйства
за определенный период времени. В частности, разрабатываются и функционируют
базы данных по территориальному кадастру (Землепользование, Застройка,
Административное деление, Транспортно-улично-дорожная сеть, Инженерное
обеспечение и др.), база данных по предприятиям и организациям (например,
Общегородской реестр предприятий г. Москвы, составленный Московской
регистрационной палатой), базы данных по зданиям жилого и нежилого фонда,
адресов строений и т.п.
Большое практическое использование получили базы данных,
устанавливающие взаимодействие физических и юридических лиц с объектами
недвижимости, обеспечивающие учет распределения жилой площади, учет
квартиросъемщиков и др.
Управленческая часть системы развивается по мере автоматизации
рутинных процедур реализации функциональных задач и принятия решений, составной
частью которых являются расчеты. В отличие от задач справочно-аналитического
характера управленческие задачи обычно имеют четкую периодичность и жесткие
сроки исполнения. Примерами автоматизированного решения наиболее крупных задач
являются расчет и выдача пенсий или расчет и распечатка платежных документов по
сбору квартирной платы с использованием новых информационных технологий.
Выделение справочно-аналитической и управленческой частей, как показывает
практика, ускоряет поэтапный ввод в действие ИС муниципалитета, но при этом
следует не допускать необоснованного создания дублирующих баз данных в АРМ
специалистов. Последнее может привести к нарушению принципа системного подхода
в создании информационного обеспечения служб муниципалитета, отрицательно
сказаться на обновлении информации в справочно-аналитической части, привести к
распаду системы на функционирование отдельных автоматизированных рабочих мест.
Функциональные задачи, решаемые в условиях ИС муниципального
управления, связаны со стратегическим, перспективным и текущим планированием
развития, учетом и контролем, регулированием муниципальной собственности. Для
этого в структурных подразделениях органов управления создаются АРМ
специалистов и базы данных, обеспечивающие решение задач по управлению
средствами местного бюджета, ценными бумагами, муниципальными внебюджетными и
валютными фондами, имуществом органов самоуправления, а также землей и другими
природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, унитарными
предприятиями, учреждениями, организациями, муниципальными банками и другими
финансово-кредитными организациями, муниципальным жилым фондом, нежилыми
помещениями и т.п.
Рассмотрим важнейшие направления информатизации работ, которые
реализуют административный аппарат мэра города и сотрудники подчиненных ему
департаментов и комитетов городского самоуправления.
- Административное управление мэрии основывается на широком
использовании распространенных общепользовательских и специализированных
программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна
обеспечивать:
·
работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;
·
ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых
и других ресурсов;
·
осуществление планирования и контроля выполнения планов;
·
применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных
задач и моделирования ситуаций;
·
осуществление проектирования и макетирования документации;
·
статистическую обработку данных;
·
ведение служебной переписки, оформление
нормативно-распорядительной и финансовой документации.
Для реализации административных функций аппарат управления
оснащается специализированными рабочими местами, его сотрудникам обеспечен доступ
к постоянно актуализируемым базам данных, охватывающим практически все
направления решаемых функциональных задач. Это позволяет осуществлять
информационное обеспечение деятельности мэра города и органа законодательной
власти, вести подготовку законопроектов для внесения их мэром города в органы
государственной власти области, готовить проекты решений законодательной власти
города.
Информатизация административной деятельности руководящих работников
мэрии предусматривает внедрение и использование справочно-правовых систем,
безбумажных технологий делопроизводства, электронного документооборота, а также
ряда других реализованных фирмами-разработчиками офисных и административных
программных средств и имеющегося на рынке программного обеспечения. В их числе широко
применяемые программные средства общепользовательских приложений, систем
обработки документов, электронной почты. В качестве примеров можно привести
программные средства для ведения делопроизводства, позволяющие осуществлять
регистрацию и контроль исполнения выпускаемых мэрией
нормативно-распорядительных документов, проверку исполнения постановлений и
распоряжений как мэра города, так и нормативно-правовых актов вышестоящих
органов власти; осуществлять информационно-аналитическое и программное сопровождение
деятельности мэра, вице-мэра; обеспечивать информационное взаимодействие со
структурными органами мэрии, аппаратами органов государственной власти области,
общественными объединениями, действующими на территории города; вести сбор и
обработку информации о социально-экономических, политических и правовых
процессах, происходящих в городе и области.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) юристов, экономистов,
бухгалтеров, руководителей и специалистов органов власти и управления
оснащаются справочной правовой системой (СПС) «Консультант плюс», которая
содержит документы органов государственной власти и при условии, если она
создана в ходе сотрудничества регионального представительства сети «Консультант
Плюс» с местными органами власти и управления, включает и документы местного
самоуправления конкретного субъекта Российской Федерации. Система позволяет
оперативно осуществлять поиск необходимых документов по разным критериям:
тематике, виду документа, принявшему его органу, названию документа, его номеру,
дате принятия, тексту и ключевым словам.
В структурных подразделениях города могут использоваться как
локальные версии СПС «Консультант Плюс», так и сетевая версия на необходимое
количество пользователей. В целях создания действенной системы правовой информированности
предприятий города, обеспечения открытости и общедоступности нормативных актов
местного самоуправления между мэрией города и редакцией электронного средства
массовой информации, каким является региональное представительство системы
«Консультант Плюс», заключается договор о систематическом пополнении системы
новыми сведениями.
В администрации для организации электронного документооборота,
ведения электронных копий журналов регистрации, передачи документов по сети,
контроля за выполнением распоряжений и постановлений создается подсистема
«Документооборот», а для регистрации входящих писем, контроля за их
прохождением, учета и контроля исходящей корреспонденции создаются
автоматизированные подсистемы «Входящие письма» и «Исходящие письма». Создаются
локальные базы данных с полными текстами распоряжений и постановлений главы
администрации. Для записи населения на прием к руководству администрации АРМ
инспектора общественной приемной оснащается не только подсистемами для
регистрации входящей и исходящей корреспонденции, но и базой данных «Прием» и
т.п.
- Департамент муниципального имущества является одним из
важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого
департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения
муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной
регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Для специалистов департамента создаются АРМ, где с использованием
ПК формируется реестр муниципальной собственности, автоматизируются процедуры
регистрации с занесением в базы данных, осуществляется учет арендной платы. Все
АРМ оснащаются справочно-поисковыми системами. В частности, ППП «Имущество» осуществляет
поиск и выборку информации в различных разрезах, позволяет производить учет
муниципального имущества, муниципальных предприятий, учреждений, организаций.
Обеспечивается автоматизация таких наиболее трудоемких процедур, как ввод и
корректировка информации по муниципальным зданиям и помещениям, муниципальным
предприятиям, учреждениям и административным органам, поиск зданий по адресу, а
также формирование и печать различных отчетов и выборок. Значительное удобство
пользователю создает наличие в ППП специальной программы по приему информации
на магнитных носителях из муниципального учреждения технической инвентаризации
и учета операций с недвижимостью о муниципальных зданиях. Эта информация
используется для внесения изменений в БД и выполнения контрольных операций.
Специалисту, ведущему учет арендной платы за имущество,
программно-технологическое обеспечение АРМ автоматизирует такие функции, как
формирование договоров на аренду помещений и создание необходимых БД,
отражающих содержание договорных документов, списки арендаторов и поступающих
платежей. Создаваемые базы данных позволяют осуществлять необходимые
корректировки, поиск договоров по их номеру и арендатору, выдавать всю
необходимую информацию по запросам, а также использовать ее для составления
отчетности о состоянии договоров аренды и поступивших платежах. Программное и
информационное обеспечение АРМ позволяет автоматизировать составление
оборотно-сальдовых ведомостей, квитанций по оплате, ведомостей должников с
различными сроками задолженности, списки заканчивающихся договоров и т.п.
Необходимая для работы специалиста информация может поступать на обработку не
только на бумажных носителях, но и по каналам связи с отражением на мониторе,
что особенно удобно специалисту-пользователю при непосредственной работе с
арендаторами.
На рабочих местах специалистов, занимающихся регистрацией
юридических лиц или предпринимателей, устанавливается информационно-справочная
программная система, которая позволяет не только вводить и корректировать
данные, вести поиск нужной записи по ключевому выражению, формировать выборки
по различным признакам, осуществлять печать нужных отчетов, но и пополнять
локальную базу данных информацией, хранящейся на файл-сервере в качестве
общесистемных сведений для всех программных разработок. Такими сведениями могут
быть справочник улиц города, сведения о юридических лицах, их ИНН, коды ОКПО,
ОКОНХ и другая информация.
Автоматизированные рабочие места специалистов департамента
муниципального имущества для ведения документации, формирования документов в
электронном виде, регистрации входящей и исходящей корреспонденции могут
оснащаться дополнительными программными средствами, автоматизирующими названные
и другие трудоемкие процедуры.
- Департамент городского хозяйства, являясь структурным
органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли.
Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать
информационное обеспечение решения функциональных задач в областях
энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства,
средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной
жизнедеятельности горожан, содержания объектов внешнего благоустройства и
надлежащего санитарного состояния города. Применительно к каждому из перечисленных
направлений органами управления соответствующих организаций создаются на базе
локальных, открытых вычислительных сетей, информационные технологии, которые
позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное
взаимодействие с общесистемными базами данных муниципальной ИС, решать все
необходимые функциональные задачи.
Одним из таких наиболее трудоемких комплексов задач является
организация учета расчетов с квартиросъемщиками. Охарактеризуем кратко
возможности ППП «Учет расчетов с квартиросъемщиками». Пакет предназначен для
выполнения начислений, учета поступлений сумм и вывода рабочих итоговых
документов по расчетам с населением за жилье и коммунальные услуги. Такой
пакет, как правило, используется в финансово-экономическом управлении департамента
городского хозяйства, а также работниками учетно-контрольных групп. Пакет
позволяет выполнять весь перечень работ — от корректировки данных по каждому
лицевому счету квартиросъемщика и благоустройству каждого жилого дома до
закрытия отчетного периода и распечатки всех необходимых документов. Пакет
позволяет хранить и изменять все параметры лицевого счета квартиросъемщика,
включая льготы и субсидии, необходимые для производства начислений, выяснять
текущий долг, текущее начисление, начисление за любой предыдущий период с
учетом действующих в тот период тарифов и выполнять прочие расчеты, ускоряющие
обслуживание квартиросъемщика. При вводе данных о поступлениях денежных средств
автоматически производятся контроль за правильностью ввода сумм по квитанции,
подсчет количества документов и сумм по пачкам квитанций, а также проверяется
номер вводимого лицевого счета. Пакет позволяет распечатывать ведомости
поступлений, оборотные ведомости за отчетный период, своды и описи бандеролей
для сберегательного и других банков, осуществляющих прием платежей, сводные
отчетные документы, информационные квитанции для квартиросъемщиков и многие
другие необходимые в работе документы.
- Департамент образования, культуры и спорта является
структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные
связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а
также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными
объединениями и гражданами.
Наиболее важным аспектом деятельности специалистов этого
департамента является слежение совместно с финансовым управлением за движением
финансовых потоков и, в частности, потоками бюджетных средств. Поэтому для
автоматизации работ бухгалтера и экономистов в учреждениях, занимающихся распределением
финансовых средств, кредитованием подотчетных учреждений и составлением сводной
отчетности создаются АРМ со специализированным программным обеспечением,
позволяющим генерировать платежные поручения после ввода сумм финансирования по
учреждениям, формировать уведомления для учреждений после ввода векселей,
взаимозачетов и выделенных кредитов. Эксплуатация АРМ основывается на
постоянном обновлении БД, содержащих списки банков и учреждений, реквизиты
плательщика и других, что позволяет формировать с использованием ПК все
основные отчеты, связанные с отражением финансирования, кредитования,
формирования остатков с нарастающими поквартальными итогами, расшифровкой
финансирования по датам, по параграфам и т.п.
- Основной задачей информатизации в деятельности департамента
здравоохранения и социальной защиты является организация информационного
сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые
предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской
помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку
семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных
служб, пенсионного обеспечения.
В формировании информационного обеспечения решения функциональных
задач в области здравоохранения и пенсионного обеспечения большое значение
отводится созданию и актуализации общесистемных и локальных баз данных. Они
содержат справочные и статистические данные о проживающем в городе населении,
состоянии эпидемиологической обстановки, проводимых медицинских осмотрах,
прививках, а также позволяют выявлять финансовые затраты, которые связаны с
проведением профилактических мер и лечением заболеваний. Большое значение
уделяется анализу прохождения денежных средств между городским управлением
здравоохранения и медицинскими страховыми компаниями.
Подсистема «Социальная защита» кроме общесистемных баз данных
предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД,
необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию
пенсионеров различных групп. Так, создаются БД «Ветераны», «Инвалиды»,
«Слепые», «Многодетные», «Матери-одиночки», «Блокадники», «Репрессированные»,
«Военные узники», «Военные пенсионеры» и др. Создаются АРМ, которые оснащаются
программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате
пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах
специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в
территориальных отделах соцзащиты населения. Программный комплекс «Расчет
пенсий» позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный
вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых
отделений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для
Пенсионного фонда. Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в
городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных
медицинских страховых компаний. Пополнение баз данных производится ежедневно в
территориальных отделах социальной защиты населения города.
Для начисления и выплаты социальных пособий для различных категорий
граждан используются специальное программное обеспечение и информация БД
справочного характера, содержащие как нормативную, так и общую информацию по
конкретному получателю пособия. В департаменте здравоохранения и социальной
защиты населения мэрии и в отделах соцзащиты населения территориальных округов
АРМ оснащаются одинаковыми программными комплексами, а информация в БД
ежедневно пополняется сведениями, которые формируются в отделах соцзащиты
населения в территориальных округах. Ежемесячно на основе этой информации
формируются статистические отчеты и своды о выплаченных суммах социальных
пособий.
Рассмотренные методические и практические стороны опыта
информатизации управленческой деятельности по ряду департаментов муниципального
управления позволяют сделать некоторые обобщения по применению информационных
технологий для автоматизации решения функциональных задач в этой проблемной
области.
- Информационно-технологическую основу ИС муниципального управления
составляют АРМ специалистов, решающих задачи по конкретным направлениям
деятельности отдельных департаментов, комитетов, реализующих
узкоориентированные оперативно-тактические цели функционирования на уровне
административных округов.
- Центральным звеном создаваемой и функционирующей ИС, объединяющей
основные сегменты муниципальных информационных ресурсов, на основе которой
построен информационный взаимообмен, является локальная вычислительная сеть
мэрии, образованная из локальных сетей отдельных департаментов и подразделений
мэрии, где за каждым из файл-серверов изначально закрепляются
узкопрофессиональные задачи (рис. 13.2).
- Объединенные каналами связи многоуровневые открытые
информационно-вычислительные сети не только обеспечивают необходимое
информационное взаимодействие между уровнями управления, но и позволяют
организовать для каждого пользователя удобный интерфейс как со
справочно-аналитический частью ИС муниципального управления, так и с
корпоративной сетью, составляющей программно-технологическую базу решения
функциональных задач.
Такой подход является предпочтительным, так как позволяет
реализовать принцип одноразового ввода информации в систему и ее многократное
использование разными подразделениями. Применение открытых систем в ИС
муниципального управления, которые состоят из компонентов, взаимодействующих
друг с другом через стандартные интерфейсы, предопределено современными
подходами в развитии информационных технологий, стандартов открытых систем,
средств вычислительной техники. Как показывает практика создания ИС муниципального управления, с
ростом потоков информационного взаимообмена и унификации отдельных
технологических цепочек территориально расположенные в мэрии сети отдельных
подразделений (например, департамента финансов, департамента муниципального
имущества, аппарата мэра и др.) легко объединяются в единую корпоративную сеть
(см. рис. 13.2).
Корпоративность интересов, принцип первого руководителя позволяют
сконцентрировать административные сети в одном подразделении, сэкономив
трудовые ресурсы, значительно облегчив конфигурирование сети и снизив
транзакции.
Сетевые информационные ресурсы в таких случаях размещаются на
нескольких файловых серверах, один из которых является коммуникационным. Это
позволяет осуществлять удаленный доступ к сетевым ресурсам мэрии пользователям,
находящимся вне стен здания мэрии.
В корпоративных сетях наиболее эффективным оказывается
использование сетевых операционных систем (ОС), изначально предназначенных для
работы в сети. Сетевые функции у этих ОС глубоко встроены в основные
функциональные модули, что обеспечивает их логическую стройность, простоту
эксплуатации и модификации, а также высокую производительность. Примером такой
ОС является система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет
встроенных сетевых средств обеспечивает более высокие показатели
производительности и защищенности информации. Сервер NT
обладает свойствами сервера приложений, имеет средства поддержки симметричного
мультипроцессирования, а также хорошо поддерживает прикладные среды DOS, WINDOWS, OS/2. Служба
безопасности, организованная по новым принципам, хотя и требует увеличения
ресурсов памяти и роста производительности, наиболее оптимально сочетает
реализацию открытости с корпоративностью интересов.
Организация информационного обмена между корпоративной и локальной
вычислительной сетью мэрии и внешними абонентами требует внедрения широкого
спектра телекоммуникационных средств, из которых наиболее перспективным
является глобальная сеть Интернет, базирующаяся на использовании протокола
TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).
ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет
активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности
доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в
частности, и к Государственным информационным ресурсам России. Открываются
возможности для формирования тематических Web-страниц,
составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся
муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с
резким увеличением объемов изучаемой и анализируемой специалистами и
руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе
принципиально новой программной и технологической среды, например Oracle и OLAP-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления — новый класс
информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме
реального времени. Создание и ввод в действие таких технологий являются
перспективной задачей, которая создаст для руководства качественно новые
возможности в управлении социально-экономическими процессами. Формирование баз
данных и постоянное обновление в них сведений по таким важнейшим направлениям,
как состав, численность, возраст населения, сведения о миграции, состав и
характеристики рабочих мест с учетом их отраслевой ориентации, количество и
направления использования земли (под промышленное освоение, строительство
жилья, размещение объектов соцкультбыта и т.п.), динамика изменений доходной и
расходной частей бюджета, собираемость налогов, отток и прилив капиталов,
инвестиции и ряд других направлений, представляют собой информационное
отображение происходящих в городе (как в большой и сложной системе) процессов,
явлений, фактов. Однако система муниципального управления очень динамична, все
процессы в ней имеют изменяющиеся во времени характеристики, а задача
управления ее структурными составляющими решается в условиях динамичной среды.
Поэтому ИС муниципалитета должна предоставлять специалистам и руководителям не
менее динамичное информационное сопровождение для проведения анализа
складывающихся ситуаций, моделирования прогнозируемых процессов для принятая
обоснованных как оперативных, так и тактических решений на среднесрочную и
долгосрочную перспективу. Для этого необходимо создание баз знаний, специально
организованных хранилищ данных, которые позволят перейти от накапливания фактов
к автоматизации анализа и исследованию складывающихся тенденций развития
городского хозяйства во всех его аспектах. Такой подход положит начало
взаимодействию информационной и экспертной систем, которые смогут обрабатывать
и анализировать сведения о тенденциях (положительных и отрицательных) в
демографических показателях, численности предпринимателей, квалификации
полностью и не полностью занятых в производственной сфере работников, в том
числе за счет миграции, изменениях в составе городских земель, размерах
инвестиций и т.п. Сопутствующий такому анализу неизбежный рост объемов
накапливаемой и хранимой в системе информации может быть преодолен OLAP-технологией, что обеспечит повышение эффективности
управления, положительно скажется на развитии города благодаря принятию его
администрацией объективных, научно обоснованных решений. |