Логистическая система как объект
автоматизации
Прежде чем рассматривать автоматизацию такого сложного и
комплексного объекта, как логистическая система предприятия, следует определить
основные, необходимые для описания подходов к автоматизации понятия и оговорить
особенности логистической системы как объекта автоматизации. Главная
особенность данного объекта в том, что контур логистики связан с общей системой
управления предприятием, управленческим и бухгалтерским учетом, финансовым
менеджментом. При разработке автоматизации управления логистической системой
работают не только традиционные приемы декомпозиции, но и комплексный
синтетический подход. Он сравнительно новый в практике автоматизации, хотя
определенные традиции автоматизации учета движения товарно-материальных
ценностей (ТМЦ) за последнее десятилетие наработаны в практике автоматизации бухгалтерского
учета.
Логистика — это системный инструмент
управления, позволяющий управлять всеми материальными потоками и запасами,
финансовыми и информационными потоками, сопровождающими движение материалов и
услуг на предприятии. Главной целью использования логистических подходов
является обеспечение эффективного в отношении снижения общих затрат и
удовлетворения требований конечных потребителей управления.
Данный инструмент системный, поскольку рассматривает стадии и
операции товародвижения как единое целое на всем пути от поставщика к
потребителю. Он единый, потому что рассматриваются совместно и материальные, и
информационные потоки и отражаются общие затраты, так как в логистике затраты
по всем стадиям и этапам учитываются не по отдельности, а во взаимосвязи.
Инструмент удовлетворяет требования конечных потребителей, так как
главное в логистике — удовлетворение потребностей клиентов в товарах нужного
качества, в нужное время, в нужном месте и в нужном количестве.
Логистика используется при размещении и контроле материальных и
финансовых ресурсов, так как рациональные управленческие решения в
производстве, снабжении и сбыте снижают цену на готовую продукцию, что повышает
конкурентоспособность, улучшает стратегическое положение фирмы на рынке.
Чрезвычайная актуальность и быстрое развитие логистических подходов
в управлении обусловлены превышением предложения над спросом — это общемировая
тенденция. Чтобы удержаться на рынке, фирмы до предела используют привычные
рычаги управления, работают на минимальных нормах прибыли. Кроме того,
действует еще ряд факторов.
·
Достижение предела в снижении производственных затрат. Как
правило, в этом направлении фирмой уже выбраны резервы, а использование
логистики открывает неожиданные новые возможности.
·
Неправильное распределение товарных запасов. Обычное
распределение товаров — 50% у производителя и дистрибьюторов, а 50% в розничной
торговле. Использование логистики позволяет снизить долю розничных торговцев до
10% (высвободив омертвленные 40%).
·
Непрерывное повышение транспортных издержек. Это общая тенденция,
например из-за подорожания горючего. Альтернативные перевозкам приемы
(продуктовые линии, запасы, и т.д.) позволяют уменьшить затраты на перевозки.
·
Осознание важности обработки информационных потоков до уровня
определения местонахождения каждой единицы продукции в данный момент
предопределило потребность в обработке громадных объемов данных. Современные
информационные технологии уже позволяют реализовать такую обработку. В
частности, информационные технологии дают возможность для сравнения качества
услуг различных поставщиков, оценки эффективности товародвижения.
·
Наконец, приходит понимание, что обрабатывать информационные
потоки не менее необходимо, чем материальные.
В любом случае использование логистики позволяет фирме получить
дополнительные конкурентные возможности для сбыта товаров за счет снижения
общих издержек.
В литературе принято выделять логистическую структуру как систему
сложную, объединяющую звенья в единый процесс управления материальными и
сопутствующими им финансовыми и информационными потоками. В логистическую
структуру включают следующие виды деятельности:
·
управление закупками;
·
транспортировку;
·
управление запасами;
·
управление производственными процедурами;
·
поддержку качества обслуживания потребителей;
·
ценообразование;
·
распределение;
·
подбор упаковки;
·
обеспечение послепродажного сервиса.
Логистическая система предполагает, что эти виды при принятии
решений объединяются, так как принятие решений по отдельным видам деятельности
нерационально в отношении общих затрат.
Но самое существенное — это то, что логистическая система увязывает
в едином экономическом процессе материальные и соответствующие им финансовые
потоки, объединяющие отдельные звенья системы в единое целое. Примеры
логистических систем — промышленные и торговые предприятия, корпорации,
финансово-промышленные группы, дилерские сети и т.д.
Логистическая система предполагает реализацию специфических
логистических функций, обеспечивающих наличие на рынке:
·
нужного продукта;
·
в необходимом количестве;
·
требуемого качества;
·
в нужном месте;
·
в установленное время;
·
для конкретного потребителя;
·
с наименьшими затратами.
Рассмотрим наиболее важные логистические функции.
Обеспечение качества обслуживания потребителей требует от
фирм постоянных усилий, в частности, по обеспечению требований стандартов ISO-9000 Международной организации по стандартизации.
Общепринятая концепция управления качеством на всех этапах процесса
производства и распределения естественно увязывается с логистическим подходом,
который играет определяющую роль в обеспечении доставки товаров нужного
качества в нужное место и в нужное время, в доведении услуг до потребителя.
Управление закупками обеспечивает решение комплекса задач
по определению потребностей, стратегическому и оперативному планированию
поставок, выбору поставщиков, выбору оптимальных объемов и сроков поставок,
заключению договоров, определению вида транспорта и т.д. Эта функция весьма
важна, так как объемы и условия поставок, размещение поставщиков
непосредственно влияют на логистические издержки.
Транспортировка — это реализация материального потока.
Затраты на транспортировку в некоторых видах деятельности достигают более 2/3
логистических издержек. В логистике транспортировку определяют как совокупность
перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования, промежуточного складирования и
т.п. Управление перевозкой включает в себя выбор транспорта, перевозчика и
экспедитора, маршрута доставки и т.п.
Управление запасами. Всегда есть необходимость иметь запасы
для обеспечения бесперебойного производства, исключения неудовлетворенного
спроса. Однако превышение минимально необходимого объема запасов приводит к
омертвлению средств, снижению оборачиваемости. Затраты на обеспечение запасов
могут достигать 20—60% всех логистических издержек. Поэтому решение
оптимизационной задачи достижения минимума затрат на обеспечение запасов при
ограничениях объема запасов снизу, обеспечивающих бесперебойную работу —
важнейшая функция логистического менеджмента.
Управление заказами включает сбор заказов, заключение и
ведение договоров, определение сроков и условий поставок. Фактически это
обеспечение работы распределительной сети предприятия или логистических
посредников. Затраты в этой деятельности не столь велики, но важность ее
существенна, так как именно она определяет конечный уровень обслуживания
потребителей.
Операционный менеджмент (управление производственными
процедурами) — это комплекс мер по снижению затрат и повышению качества
продукции, реализуемый в производстве путем управления потоками сырья и незавершенной
продукции. При этом решаются частные задачи минимизации промежуточных запасов
сырья и незавершенной продукции, прогнозирования потребности в сырье,
сокращения производственного цикла и т.д.
Ценообразование. Эта функция определяет уровень общих
логистических издержек, составляющих базовую цену готовой продукции. Она
определяется логистической стратегией фирмы-производителя. Важно, что отпускная
цена для потребителей определится исходя из конъюнктуры рынка, уровня цен
конкурентов, прогноза сбыта, т. е. уже не логистическими, а маркетинговыми
факторами.
Физическое распределение является комплексной функцией,
предусматривающей все операции, связанные с движением готовой продукции в
структурах торговых посредников и товаропроизводителей. Это — планирование
распределения, управление реализацией заказов, обслуживание потребителей,
транспортировка.
Подбор тары и упаковки имеет большое значение для повышения
рыночной привлекательности товара. Применение прогрессивных видов тары с
улучшенными весогабаритными размерами снижает логистические затраты, типовая
упаковка позволяет автоматизировать складские операции.
Послепродажный сервис обеспечивает возврат товаров
некондиционного качества, а также снабжение запчастями и гарантийное
обслуживание и ремонт.
Набор логистических функций шире, чем просто набор функций
товародвижения, которое лишь часть общей сферы действия логистики.
Организационная структура (служба) предприятия, отвечающая за
формирование и эффективную работу логистической системы, может быть и централизованной,
и распределенной, например на уровне отделов. Необходимо четко понимать, что
автоматизируется именно деятельность этой службы, поэтому важно определение
функций этой управляющей структуры (службы, подразделения). Служба
(подразделение) должна выполнять следующие группы функций.
Развитие и формирование логистической системы. Изменение
условий рынка и организационной и финансовой политики предприятия ведет к
необходимости постоянного совершенствования или даже пересмотра действующей
логистической системы. Отсюда и соответствующая система автоматизации обязана
быть открытой, гибко реагирующей на изменения.
Выработка логистической стратегии предприятия в связи с
рыночной политикой предприятия. Управляющий логистикой отвечает за контроль и
исполнение стратегических планов предприятия по всей линейке товарного
движения: направлениям закупки, транспортировки, складских запасов, продаж и
т.д. А эти действия определяются рыночной стратегией предприятия.
Администрирование и координация. Почти вся организационная
деятельность предприятия прямо или косвенно связана с логистикой. Поэтому
служба логистики должна координировать деятельность других служб и
подразделений, связанных с контролем наличия запасов и их движением, внутренним
и внешним транспортом, управлением финансовыми потоками, размещением заказов.
Обычно управляющий логистикой отвечает за:
·
управление снабжением;
·
транспорт и перевозки;
·
контроль производственных планов и запасов;
·
управление заказами и продажами;
·
управление складским хозяйством;
·
обслуживание потребителей, дилерской сети, региональных складов;
·
анализ и совершенствование логистической системы предприятия.
|