Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комплекса технических средств, используемых на предприятии. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования ресурсов вычислительной техники, структурность, модульность, эффективность по затратам, дружественность по отношению к пользователям и т.д.
Поскольку все подразделения фирмы тесно взаимодействуют друг с другом на основе локальной вычислительной сети, поэтому и системное сетевое программное обеспечение должно обеспечивать единое централизованное управление каталогами всех серверов. Для организации в фирме системы электронной почты, подключения ЛВС к Интернет, создания системы электронного документооборота необходимо наличие серверов приложений, работающих под управлением сетевой операционной системы нового поколения.
Сетевая операционная система для высокой производительности работы должна включать в себя следующие инструментальные средства:
· инсталляцию сетевой ОС и конфигурирование клиента в модели «клиент-сервер»;
· службу каталогов;
· файловые функции;
· службы печати;
· средства управления правами пользователей;
· развитые средства защиты сети;
· интегрированные функции передачи сообщений;
· многопротокольную маршрутизацию;
· возможность работы в режиме «клиент-сервер».
Для организации взаимодействия рабочих станций в сети недостаточно просто физически соединить их проводами. Необходимо установить логическую связь или соединение между станциями. Это обеспечивает надежную передачу данных, а также гарантирует, что информация будет доставлена адресату и не будет потеряна при приеме или передаче. Такие задачи решают протоколы логического уровня, чаще их называют протоколами обмена данными (например, IPX / SPX, TCP). Протоколы обмена данными определяют правила, по которым выполняется передача данных в сети. Они устанавливают порядок обработки ошибок, возникающих при передаче, порядок окончания сеанса связи и т.д. Большинство сетевых операционных систем могут поддерживать различные протоколы как по отдельности, так и одновременно.
Для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, требующей комплексного подхода, используются прикладные программы, которые обеспечивают создание информационной структуры, поддерживающей все бизнес-процессы.
В настоящее время рынок программных продуктов предлагает большое количество разнообразных прикладных программ для автоматизации оперативного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, например: «БЕСТ», «PC—БАЛАНС», «ПАРУС», «АСПЕКТ», «1C» и др.
Основные достоинства этих программ:
· ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребности предприятия;
· возможности ведения количественного и многовалютного учета;
· получение всей необходимой отчетности и необходимых документов по синтетическому и аналитическому учету;
· полная настраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, систему проводок, настройки аналитического учета, формы первичных документов, формы отчетности;
· возможность автоматической печати выходных и первичных документов и т.д.
За счет полной настраиваемости эти программные продукты успешно используются на малых предприятиях, в торговле, в бюджетных организациях, в совместных фирмах и т.д. Имеются возможности ведения учета для одной организации на нескольких компьютерах и на одном компьютере для нескольких организаций.
Для крупных фирм в качестве программного обеспечения комплексной информационной технологии управления организацией используются программные комплексы, реализованные в архитектуре «клиент-сервер» (например, пользовательские программные комплексы «ГАЛАКТИКА», R3 и др.).
Основными принципами, реализованными в таких программных комплексах, являются:
· Интеллектуальность — решение задачи управления предприятием в отличие от традиционного подхода, предусматривающего регистрацию и накопление информации.
· Интегрированность — «сквозное» прохождение документов через различные службы фирмы.
· Модульность — возможность поэтапного внедрения системы, гибкое маневрирование.
· Доступность - наличие полного комплекта документации, подсказок, удобство ввода данных.
· Открытость - возможность взаимодействия с другими программами, работающими в фирме.
· Адаптивность — наличие мощного механизма настроек, обеспечивающего различные схемы эксплуатации программного комплекса.
Комплексная автоматизация на базе таких систем обеспечивает:
· защиту от простых и сложных схем «утечки» финансов и товаров путем протоколирования всех операций;
· специальные схемы планирования и минимизации налогообложения;
· оперативный контроль за исполнением персоналом любого уровня своих функциональных обязанностей и как следствие более эффективное использование персонала;
· возможность быстро принимать решения об изменениях ассортимента или ценовой политики, дозакупках или прекращении закупок;
· средства оперативного реагирования на изменения законодательства без привлечения разработчиков;
· возможность стандартизации технологии управления, построение консолидированной отчетности;
· ведение электронных архивов без дополнительных затрат;
· высвобождение дополнительных внутренних ресурсов без обращения к внешним источникам.
· Руководство фирмы благодаря таким программным комплексам получает возможность:
· разрабатывать вариантные сценарии стратегии развития;
· организовывать планирование и оперативное управление себестоимостью продукции, работ и услуг;
· вести непрерывный финансовый мониторинг, повышая вероятность получения стабильной прибыли;
· контролировать ход выполнения договорных отношений с внешними партнерами.
Решение всего комплекса задач, на который ориентирован автоматизированный программный комплекс, обеспечивается четырьмя контурами.
· Контур административного управления.
· Контур оперативного управления.
· Контур управления производством.
· Контур бухгалтерского учета.
Модульный принцип построения программного комплекса допускает как изолированное использование отдельных программных модулей, так и произвольные комбинации, в зависимости от производственно-экономической необходимости. Структура автоматизированного программного комплекса приведена на рис. 12.4.
При четко налаженной организационной схеме функциональной эксплуатации программного комплекса каждый исполнитель выполняет определенные для него инструкцией действия, получая информацию в объеме, необходимом и достаточном для осуществления своих должностных обязанностей.
Администрация фирмы, используя для управления производственными процессами программный комплекс, получает возможность:
· оперативного получения достоверной информации о текущей деятельности фирмы;
· оперативного управления финансами;
· контроля за ходом выполнения договорных отношений.
При функционировании многофункционального программного комплекса, используемого для решения задач и построения информационной технологии управления фирмой, должны быть организованы реализация задач в среде Windows, возможность хранения данных в
СУБД, таких, как MS SQL Server, Oracle, Sybase, Informix и других, а также обеспечено разграничение прав доступа пользователей к данным на уровне поля записи. К программному комплексу предъявляются требования, которые рассмотрим более подробно.
- Масштабируемость решений при использовании программного комплекса (адаптивность). Под масштабируемостью принято понимать возможность использования программного продукта в вычислительных сетях различного размера в масштабе отдельного структурного подразделения, фирмы, корпорации. Применительно к программному комплексу это значит, что возможность обслуживания значительно различающихся групп пользователей определяется в основном следующими факторами:
· производительностью используемого сервера (в режиме «клиент-сервер»);
· типом сетевой операционной системы;
· архитектурой построения локальной вычислительной сети;
· контролем взаимных обязательств;
· контролем и управлением материальными, трудовыми и техническими ресурсами;
· формированием и контролем бизнес-плана;
· планированием и учетом выполнения внутреннего бюджета и т.д.
- Совместимость
Для доступа к базам данных в различных форматах из других программных продуктов предусматриваются две принципиальные возможности:
· экспорт—импорт данных;
· прямой доступ через драйверы ODBC.
Пользователям программного комплекса, желающим обрабатывать накапливаемую в базах данных информацию, необходимо иметь собственные программные средства для полного описания структуры базы данных и рекомендации по технологии организации обмена данными.
- Настройка программного комплекса при организации информационной технологии управления фирмой
Настройка программного комплекса состоит из последовательности действий.
· Настройка прав доступа для конкретных пользователей к программным модулям должна выполняться системным администратором после инсталляции программы. В процессе настройки системный администратор может определить для каждого пользователя имя в системе, пароль и права доступа к модулям и таблицам базы данных. При входе пользователя в систему элементы меню модулей, закрытых для данного пользователя, не выводятся на экран. При ограничении прав доступа к таблицам базы данных пользователь может быть лишен возможности модификации или удаления каких-либо данных или даже возможности их просмотра.
· Настройка классификаторов, каталогов и справочников комплекса.
· Настройка параметров утилиты корпоративного межофисного обмена (настройка адресных данных каждого офиса, признака выборки почты, типа разрешения межсетевых конфликтов и т.д.).
· Настройка структуры корпорации с целью консолидации баз данных филиалов.
Этап информационной настройки программного комплекса является обязательным перед началом ее практического применения. В процессе настройки наполняются информационные массивы, используемые далее всеми входящими в комплекс модулями, определяются параметры функционирования системы.
Схема модульной структуры программного комплекса представлена на рис. 12.5.
· Настройка входящих и исходящих банковских документов для организации электронного обмена с банком.
· Настройка системных данных и параметров пользователя.
Взаимодействие программных модулей позволяет оперативно управлять фирмой на базе современной информационной технологии. Информационный комплекс по управлению фирмой обеспечивает связь всех пользователей локальной вычислительной сети фирмы в едином информационном пространстве.