В последнее время для разработки информационную систему принято представлять в виде иерархической совокупности бизнес-процессов. ИС разбивается на крупные бизнес-процессы, которые в свою очередь делятся на более мелкие и т.д. Обычно разработчики сопоставляют бизнес-процессы информационной системы с подсистемами проектируемой системы автоматизации.
В ИСЛП такими основными бизнес-процессами являются управление закупками, управление запасами, управление физическим распределением.
Взаимосвязь и единство (а логистика — это системный инструмент) между основными бизнес-процессами и видами менеджмента показаны на рис.8.1.
В горизонтальном направлении изображены бизнес-процессы, в вертикальном - виды менеджмента: логистический, финансовый, маркетинговый.
- Управление закупками — это сбор, учет, обработка заказов на материальные ресурсы, выбор поставщиков, размещение заказов, оплата и контроль оплаты. В случае необходимости — возврат товаров поставщикам.
Процесс подразделяется на ряд этапов (рис.8.2).
· Обработка и учет заявок на материальные ресурсы от внутренних подразделений, в процессе чего заявки, поступающие от подразделений, группируются по типам и видам материальных ресурсов, срокам исполнения, потенциальным поставщикам и т.д. Формирование заявок выполняется в тесном контакте с финансовым менеджментом, в компетенцию которого входит согласование объемов и сроков исполнения с финансовыми планами предприятия.
· Выбор выгодных поставщиков для размещения заказов на материальные ресурсы. Основными критериями здесь являются, во-первых, цена и качество продукции, во-вторых, длительность отношений с поставщиком, в-третьих — географическое расположение. Последний критерий для логистического менеджмента очень важен, так как непосредственно влияет на транспортные издержки, а такжена скорость и своевременность доставки груза.
· Для торговых предприятий (магазинов) ключевой показатель — продаваемость товаров данного поставщика. Продаваемость относится к компетенции маркетингового менеджмента.
· Учет договоров на поставку материальных ресурсов. В договорах определяются сроки поставок и платежей за ресурсы. Оговариваются особые условия поставок и оплаты (транспорт, тара, вид отгрузки и оплаты) и т.д.
· Учет и контроль исполнения поставок материальных ресурсов. Этот этап предусматривает учет поступающих как приходных товарных, так и расходных финансовых документов, контроль их соответствия договорным условиям. Менеджер по закупкам дает распоряжение на оприходование товара на склад, если приходные документы выполнены в соответствии с действующими договорами.
· Учет возврата материальных ресурсов поставщикам. Этот этап выполняется в случае несоответствия поставленных ресурсов условиям договоров. На возвращаемые ресурсы оформляются возвратные товарные документы.
-
Управление запасами — определение оптимальных структур и объемов
запасов, оперативные учет и контроль уровня запасов на складах материальных
ресурсов и готовой продукции. Этот процесс подразделяется на ряд этапов
(рис.8.3).
Рис. 8.3. Бизнес-процесс управления запасами
· Осуществление складского учета. Регистрация карточек или записей складского учета, в которых фиксируются операции по оприходованию и списанию материалов и товаров.
· Учет и контроль внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей по предприятию. Оформление внутренних приходно-расходных документов.
· Инвентаризация товарно-материальных запасов. Оформляются ведомости инвентаризации, акты списания недостач и оприходования излишков.
· Учет и контроль товарных запасов. Анализ динамики запасов товарно-материальных ценностей по их объему и структуре, определение как оптимальных, так и пороговых уровней запасов. Оперативная информация позволяет оценить объем замороженных в запасах финансовых средств. Снижение затрат на хранение товарных запасов объединяет усилия логистического, маркетингового и финансового менеджмента.
- Управление физическим распределением - выбор каналов распределения, контроль оплаты заказов и контроль исполнения заказов, обеспечение, в случае необходимости, возврата готовой продукции от потребителей.
Этот процесс состоит из ряда этапов (рис.8.4).
Рис. 8.4. Бизнес-процесс управления физическим распределением материальных (товарных) ресурсов
· Учет заказов на товары от потребителей. Определяются размеры партий товаров, виды оплаты, виды отгрузки, каналы распределения (собственные склады, дилерская сеть, оптовые посредники).Здесь объединяются усилия логистического (выбор каналов распределения), маркетингового (ценообразование, упаковка) и финансового (план поступления денег) менеджмента.
· Учет договоров с потребителями на поставку товаров и оказание услуг. В договорах отражают план-графики отгрузки товаров и оказания услуг, графики поступления платежей, а также прочие условия отгрузки и оплаты (вид отгрузки, вид оплаты и т.п.).
· Учет и контроль исполнения договоров по поставкам готовых товаров. Менеджером по продажам учитываются и контролируются отгрузочные товарные и приходные финансовые документы на соответствие заключенным договорам (проверка соблюдения сроков, объемов, комплектности и т.д.).
Информационные потоки, детально иллюстрирующие основные бизнес-процессы логистики, а именно управление закупками, запасами и физическим распределением, приведены на рис. 8.2—8.4.