Четверг, 21.11.2024, 09:40
Информационные системы в экономике Live.ucoz.org
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каналов
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Информационное обеспечение финансового менеджмента

 

Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляемому объекту могут быть разделены на внутренние и внешние.

К внутренней относится информация, которая генерируется в процессе функционирования предприятия и формируется специалистами его различных подразделений — бухгалтерии, маркетинга, материально-технического снабжения, сбыта, финансового отдела и т.д.

Практический интерес для использования в финансовом менеджменте представляет любая внутренняя информация о хозяйственном объекте. Это прежде всего данные управленческого учета, различные сметы и бюджеты, плановые и оперативные данные о производстве и реализации товаров и услуг, закупках и расходовании сырья и комплектующих, исполнении кассового бюджета, общих и производственных издержках, сведения о незапланированных поступлениях и выбытии средств, о движении трудовых ресурсов, финансовая отчетность и т.п.

Поскольку подобная информация производится, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации.

Особую роль при этом играет финансовая отчетность предприятия, характеризующая результаты его хозяйственной деятельности за определенный период времени. Показатели, которые содержатся или могут быть определены из отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля финансового состояния предприятия, а также для решения других задач.

Содержащаяся в финансовой отчетности предприятия информация представляет значительный интерес и для внешних пользователей: налоговых и контролирующих органов, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, акционеров и т.п.

Объемы, формы, степень детализации и периодичность представления информации об имущественном и финансовом состоянии хозяйственного объекта для внешних пользователей в условиях рынка могут определяться соответствующим законодательством, а также внутренними положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

В соответствии с законодательством РФ все отечественные предприятия и организации обязаны предоставлять установленные формы отчетности, в состав которых включаются:

·        бухгалтерский баланс (форма № 1);

·        отчет о финансовых результатах (форма № 2);

·        пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах;

·        отчет о движении капитала (форма № 3);

·        отчет о движении денежных средств (форма № 4);

·        приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. Поэтому основная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию.

К внешней относится информации о: других производителях, возможных потребителях продукции, поставщиках сырья и комплектующих, современных технологиях, положении на товарных рынках и рынках капитала, правовых условиях хозяйственной деятельности, общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и во всем мире. Подобная информация формируется и может быть получена на информационном рынке.

Выделяют следующие основные сектора мирового рынка информации, которые характерны также и для России.

·        Сектор деловой информации, обслуживающий сферу бизнеса.

·        Сектор научной и профессиональной информации в различных сферах человеческой деятельности.

·        Сектор социально-политической и правовой информации, обслуживающий органы государственного управления, социальную сферу и общественные организации.

·        Сектор массовой и потребительской информации (новости, литература, развлечения, справочники), ориентированной на использование населением в быту.

Поскольку для целей финансового управления основной интерес представляет первый из выделенных секторов, в дальнейшем, говоря о внешней информации, используется понятие деловая информация. В ее составе выделяется:

·        Макроэкономическая информация, характеризующая общее состояние экономики страны в виде различных индикаторов, оценок, прогнозов и предоставляемая специальными государственными или независимыми институтами.

·        Финансовая информация, характеризующая текущее и перспективное положение фирм, сложившуюся конъюнктуру на рынке капиталов, инвестиции, эмиссии ценных бумаг, формируемая в результате проведения собственных или заказных исследований, а также получаемая из независимых источников (например, консалтинговых, инвестиционных и аудиторских фирм, специализированных агентств, баз данных, периодических изданий и т.д.).

·        Биржевая информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и процентных ставках, ценах, индикаторах, предоставляемая банками, биржами, брокерскими фирмами, а также специальными агентствами и службами.

·        Коммерческая информация, включающая сведения о предприятиях (банках, фирмах, корпорациях), их производственных связях, выпускаемой продукции, сделках, ценах, технологиях, руководителях, акционерах и т.д.

·        Статистическая информация — экономические, финансовые, биржевые, социальные, демографические и другие данные, представленные в виде динамических рядов.

·        Деловые новости — текущая информация из различных сфер бизнеса, периодически (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.) предоставляемая информационными агентствами и в публичной печати.

Следует отметить, что в связи с глобализацией хозяйственной деятельности часто бывает трудно провести четкую границу между выделенными видами информации.

Биржевая и финансовая информация является сравнительно новой для России, поэтому этим видам информации будет уделено основное внимание. Биржевая информация является по своему содержанию текущей, изменяется ежеминутно, отражая события, происходящие на рынке, и включает сведения о видах и котировках ценных бумаг (товаров), реализуемых через биржи и на внебиржевом рынке, процентных и учетных ставках, курсах валют, объемах торгов, сводных индексах и т.д.

Биржевая информация в большинстве случаев требуется потребителю в реальном масштабе времени, т. е. по возможности одновременно с совершением сделки на рынке или немедленной ее регистрации. Счет здесь может идти на доли секунды, а минутная задержка уже рассматривается как значительная.

Сектор биржевой информации, пожалуй, единственный, где особенности предоставляемой информации (высокая цена ошибок, повышенные требования к ее своевременности и качеству) обусловили необходимость и оправданность многократного дублирования и запараллеливания каналов связи.

Исторически (с момента изобретения в 1867 году тикера — специального автоматического печатающего аппарата) основным стандартом представления биржевой информации является тикерная строка. Это — бегущая строка на электронном табло и мониторах брокеров в биржевом зале. Она начинается с тикерного символа компании—эмитента ценной бумаги, содержит группы цифр, отделенных друг от друга разделителями, которые показывают: цену товара или курс ценной бумаги на моменты открытия и закрытия биржи, среднюю цену или котировку за прошлый день продаж, максимальную, минимальную и среднюю котировки в день продажи, котировки и цены на момент открытия и закрытия рынка, данные об объемах продаж товаров или ценных бумаг и т.п.

Но воспринимать биржевую информацию посредством тикерной строки не просто. В настоящее время основные подходы к представлению биржевой информации базируются на фильтрации и визуализации данных.

Фильтрация позволяет пользователю задавать определенные ограничения на данные (например, на пороговые изменения котировок) и получать на свой терминал только информацию, отвечающую этим критериям, причем в виде, пригодном для дальнейшего анализа и моделирования.

Визуализация обеспечивает пользователю многооконное представление данных. Поступающая информация различается цветом, шрифтовым оформлением и т.п. Будучи обработанной специальными аналитическими программами, информация представляется также в графической форме, что значительно облегчает ее восприятие.

Достаточно перспективным является представление биржевой информации в форматах популярных пакетов прикладных программ. Такой подход уже используется целым рядом ведущих зарубежных и отечественных поставщиков. В качестве примера можно привести специальный продукт агентства Reuters, позволяющий получать биржевую информацию в виде таблицы популярного офисного пакета Microsoft Excel, изменяющейся в реальном масштабе времени. При этом пользователь может вносить свои данные, а также моделировать требуемые изменения.

Примерами из отечественной практики могут служить ММВБ и РТС, информация о ходе торгов на которых доступна пользователям в формате другого офисного пакета — СУБД Microsoft Access.

В отличие от биржевой финансовая информация гораздо шире как по содержанию, так и по форме представления. Будучи гораздо менее критичной к фактору времени, она является, как правило, аналитической, а не текущей. Спектр охватываемых ею сведений достаточно широк — от ежедневных обзоров текущей конъюнктуры, складывающейся на рынке тех или иных активов (товаров), до перспективных прогнозов будущего состояния как отдельных фирм-эмитентов, так и конкретных секторов финансового рынка в целом. Формы представления финансовой информации достаточно разнообразны - от привычных таблиц, до трехмерных графиков, снабженных динамическими пояснениями (комментариями), гипертекстовыми ссылками, аудио- и видеофрагментами и т.п.

Формирование рынка деловой информации в России началось в середине 1990-х годов. Основными поставщиками информационных продуктов и услуг здесь являются:

·        службы обмена информацией между финансовыми институтами;

·        специализированные агентства и службы, ориентированные на профессиональных инвесторов;

·        агентства и службы, ориентированные на потребительский рынок.

Предоставляемые ими информационные продукты и услуги доступны в следующих формах:

·        в реальном масштабе времени;

·        в виде баз данных на магнитных носителях или с доступом on-line;

·        как специализированные обзоры в электронном или печатном виде;

·        материалов периодических деловых изданий.

Следует отметить, что на каждом этапе принятия решений используемая информация может быть представлена одновременно в нескольких формах.

Деловая информация в реальном масштабе времени по российским и международным рынкам доступна только профессиональным участникам и предоставляется в основном зарубежными поставщиками (Reuters, Dow Jones Telerate, Tenfore, Bloomberg и др.). В финансово-кредитной сфере информационные услуги ведущих мировых поставщиков сочетаются с возможностью проведения электронных сделок.

В настоящее время по уровню сервиса и оперативности к ним существенно приблизились ряд известных отечественных компаний (МФД, АК&М, «Прайм», «Интерфакс»), а также служб институтов финансового рынка (ММВБ, РТС, МФБ).

Например, компания МФД (Межбанковский финансовый дом) кроме информационного обслуживания предлагает своим клиентам специальное программное обеспечение, автоматизирующее проведение фондовых операций.

В недалеком будущем особую роль здесь будет играть сеть Интернет, попытки использования которой для оперативного доступа к деловой информации предпринимаются уже сегодня. Следует отметить, что роль Интернет в качестве источника доступа к информации в реальном времени в России значительно выше, чем за рубежом. Целый ряд фирм, например «Финмаркет», RBC, «Сфинкс», уже сегодня предлагают подобные услуги отечественным потребителям.

Базы данных деловой информации, распространяемые на магнитных носителях (преимущественно на CD ROM), пока еще не получили должного распространения в России. Например, первые БД биржевой информации на CD ROM появились только в конце 1997 года -- «Котировки РТС за последний год» («Финмаркет») и «История российского рынка» (МФД) на 7 компакт-дисках. Широкую популярность приобрели БД коммерческой информации, такие, как «Товары и цены» и др.

В настоящее время ряд производителей приступили к созданию коммерческих БД, ориентированных на информационную поддержку своих программных продуктов. В качестве примера можно привести программный продукт «Альт-Эксперт» («Альт», Санкт-Петербург), выполненный в виде надстройки к Microsoft Excel и обеспечивающий проведение сравнительного анализа основных финансовых коэффициентов компаний со среднеотраслевыми данными. Используемая при этом БД содержит средние значения финансовых показателей, полученные на основе обработки отчётности отечественных предприятий из регионов РФ. Необходимая информация для создания БД была предоставлена информационным агентством Прайм-Тасс.

По определяемой пользователем выборке программа представляет набор среднеотраслевых финансовых показателей и сопоставляет его с показателями анализируемого предприятия. Система совместима с программным продуктом этой же фирмы «Альт-Финансы» версии 1.5, что позволяет осуществлять прямой обмен данными. Существует также возможность непосредственного ввода данных через специальную форму пользователя. Главное меню, описывающее возможности системы, приведено на рис. 9.2.

Использование БД на магнитных носителях значительно увеличивает эффективность финансовых решений, обеспечивая специалисту уникальную возможность дешевого и эффективного доступа к практически неограниченным массивам как оперативной, так и ретроспективной информации непосредственно с рабочего места. Особая ценность таких БД заключается также в том, что информация в них, как правило, представлена уже в готовом для использования виде (в виде таблиц, графиков, прогнозов, форматов данных популярных пакетов прикладных программ и т.д.).

Рис. 9.2. Главное меню программы «Альт-Эксперт»

 

Основным поставщиком БД международной и отечественной деловой информации является агентство Reuters. Базы данных Reuters содержат информацию по ценным бумагам, валюте, товарным рынкам, а также общеполитические и деловые новости, материалы других агентств новостей и прессы, международных и правительственных организаций, предоставляемые в режиме реального времени.

Информационные услуги Reuters сгруппированы в несколько служб-комплексов.

·        Базы данных Reuter Money, Reuter Treasury, Reuter Commodities, Reuter Equities, Reuter News, охватывающие весь спектр инструментов финансового рынка.

·        Система осуществления транзакций Dealing, работающая в сетях с протоколом Х.25, благодаря которой абонент может получать и передавать котировки, заключать сделки и обмениваться информацией в режиме двусторонней телексной связи с партнерами.

·        Программы технического анализа в реальном времени Reuters Technical Analysis и Reuters Graphics 3.5 Professional.

·        Рабочая станция ATW (Adwanced Trader Workstation), работающая в среде UNIX и включающая систему регистрации сделок, ведения позиций, комплексного анализа и управления финансовыми рисками Kondor+ (новое поколение рабочих станций представлено системой Kobra).

·        Система аналоговой коммутации потоков данных Prism+, позволяющая эффективно использовать многотерминальные конфигурации в рамках единого рабочего места и др.

Еще одним информационным продуктом Reuters является финансовое телевидение — качественно новый вид услуг, с которым компания выходит на российский рынок мультимедиа. Подписчики имеют возможность смотреть прямые репортажи с мировых финансовых рынков, обзоры новостей, трансляции пресс-конференций, выступлений, а также комментарии финансовых экспертов.

Другим примером систем удаленного доступа к базам данных международной и отечественной деловой информации является служба Tenfore, предлагаемая компанией «Tenfore-Russia». Эта спутниковая информационная система ориентируется на широкий круг подписчиков — от предприятий до частных лиц, имея весьма конкурентное соотношение цена/качество и перекрывает основные рынки, получая информацию от всех ведущих участников. Базовый продукт — информационная система Tenfore Workstation — устанавливается на компьютер пользователя. Она реализована в среде Windows, имеет удобный русифицированный интерфейс, средства формирования рабочей среды, накопления и обработки информации в формате электронных таблиц Excel, поддерживает протокол DDE, предоставляет средства фильтрации и поиска новостей по ключевым словам.

Информация с финансовых рынков достаточно широко представлена в системе Dow Jones Telerate (DJT). К числу услуг, предоставляемых системой, относятся: электронный дилинг; передача сообщений; электронная почта; специальные тематические выпуски; доступ к базам данных; услуги по предоставлению новостей; программное обеспечение биржевых операций.

Ведущими производителями и операторами БД международной деловой информации, доступных в режиме on-line или на CD ROM, являются такие известные фирмы, как Zacks Investment Research Inc. (Corporate Earnings Estimator, Zacks Fundamentals), S&P (Compustat, Corporation Records Online, S&P Marketscope), Telerate Systems Inc. (Telstat, Telerate Financial Information Network), Value Line Inc. (Value Line Data Base II), Data Resource Inc. (DRI-FACS, DRI-SEC, Security Industry Data Bank), Merrill Lynch Inc. (Merrill Lynch Research Service) и др.

Отечественных генераторов БД деловой информации можно условно разделить на две группы. Первую составляют специализированные службы финансовых институтов, предоставляющие информацию в режиме on-line и преимущественно для своих клиентов. Доступна также ретроспективная информация. Однако выпуск БД на CD ROM или других носителях информации этими поставщиками пока не практикуется.

Вторую группу составляют различные информационные агентства (РИА), которые помимо доступа к БД предлагают другие услуги — тематические обзоры, бюллетени, консультации и т.д. В настоящее время число подобных агентств достаточно велико. Примером может служить РИА RBC (RosBusinessConsulting), предоставляющее тематические БД (итоги торгов, котировки, ставки, финансовые показатели предприятий и т.д.) в формате ППП Excel на условиях подписки.

Следует также выделить одну из самых известных российских компаний — АК&М. Основной продукт фирмы — база данных AK&M-List. Структура базы разбита на шесть относительно самостоятельных блоков: брокеры, эмитенты, текущие котировки, информация о выпуске ценных бумаг, финансовая информация, новости. Оперативная информация собирается у различных производителей. БД содержит сведения о более чем 2000 эмитентов, доступны их текущие и ретроспективные балансы. Блок новостей формируется на основе сообщений центральной и региональной прессы. База содержит также различные аналитические обзоры и расчеты популярных отечественных фондовых индексов.

Интересным примером отечественных баз данных выступает Stock Navigator фирмы «ДИАСОФТ», являющейся информационно-справочной системой поддержки операций с ценными бумагами и хранения в систематизированном виде подробных сведений о субъектах и объектах фондового рынка. В качестве другого примера можно назвать базу данных «Ценные бумаги и приватизация», подготовленную и поддерживаемую Ассоциацией развития банковских технологий (АРБТ).

Одним из немногих источников адресной информации по институциональным инвесторам выступают базы данных «Коммерческие структуры» (АО «Мосвнешинформ») и «Финансы» (ЦНИИ экономики).

Важным источником информации для финансового менеджера служат базы данных коммерческой информации по предприятиям, как адресные, так и характеризующие их финансовое состояние, а также специальные базы по сделкам с предприятиями (приобретениям и продажам предприятий, слияниями и разделениями фирм и т.п.) и коммерческим предложениям по продаже товаров и услуг.

Серьезной проблемой является отсутствие на сегодняшний день общенациональных открытых БД, содержащих текущую и прогнозную информацию о состоянии экономики. Парадоксально, но доступными источниками подобной информации по России являются БД Всемирного банка, Международного валютного фонда, а также ведущих зарубежных поставщиков — Dun&Bradstreet, Moody's и др.

Специализированные обзоры, как правило, содержат аналитическую информацию, посвященную основным тенденциям развития рынка, конкретному активу или предприятию. Наиболее популярными из них являются обзоры агентств МАФИ, «Скейт-Пресс», АК&М, RBC, «Прайм», «Пал Информ», публикуемые в печатной форме, а также распространяемые по каналам электронной почты, в режиме диалога или глобальной сети Интернет.

Важнейшим источником информации в сфере бизнеса как у нас в стране, так и за рубежом являются деловые периодические издания.

Наиболее авторитетными источниками деловой информации в мире являются: ежедневные издания Financial Times, Wall Street Journal, Daily Commerce; еженедельники Economist, BusinessWeek, The Banker; ежемесячные Financial Executive, Institutional Investor, Stock Market Magazine и др.

За короткий срок в России появилось множество различных деловых изданий, отражающих хозяйственную жизнь страны.

К наиболее распространенным из них следует отнести: ежедневные — «Деловой мир», «Business MN», «Коммерсанть-Daily», «Деловой экспресс»; еженедельные — «Финансовые известия», «Финансовое дело», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь»; ежемесячные — «Коммерсант», «Деньги», «Банковское дело» и т.д.

Среди специальных журналов, полезных для менеджеров, необходимо отметить такие издания, как «Рынок ценных бумаг», «Финансовый рынок», «Рынок капитала», «Финансист» и др.

Однако по сравнению с развитыми странами число деловых изданий явно недостаточно. Как следствие публикуемая в них информация часто не всегда объективна. Кроме того, большинство из них доступно только в столице и крупных региональных центрах.

Таким образом, отечественный рынок информационных продуктов и услуг в финансово-кредитной сфере в целом соответствует уровню развитых стран. Он имеет определенную специфику, связанную с особенностями развития нашего общества на этапе переходного периода.

Специфика отечественного рынка заключается, прежде всего, в ограниченных возможностях получения и предоставления достоверной информации, что отрицательно влияет на качество информационных продуктов и услуг, а также на информационную прозрачность хозяйственной деятельности в целом.

Другой серьезной проблемой является отсутствие стандартизации форматов представления информационных сообщений и несогласованность технической политики ведущих отечественных поставщиков.

Не менее значительным препятствием на пути становления отечественного рынка деловой информации служат неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры и высокие цены на качественные услуги связи.

В совокупности все это делает недоступным получение достоверной информации для многих средних и мелких предприятий, а также индивидуальных предпринимателей.


Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz